Беар — Они – Мои рабы!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1300

Недельная глава Беар

«Потому что они – Мои рабы, которых Я вывел из земли египетской, они не будут продаваться, как продаются рабы (т. е. как продают животных на рынке)» (Ваикра, 25:42).

Известна история (в книге «Игерет а-Мусар», рава Шем-Това Палкира, 56) о царе, который встретил человека, выглядевшего очень достойно. Мудрость озаряла его лик. Царь заинтересовался и спросил:

— Кто ты такой?

— Я – царь! – ответил тот.

Ну и дерзость! Это ведь бунт против царя! Однако, кто знает, может он – властитель какой-то далекой страны. Он не выглядит бунтовщиком, наглецом или дураком. Надо выяснить, что он имеет в виду. Сдержался царь, и сказал:

— Насколько мне известно, я – царь этой страны. Чем же ты правишь?

— Я правлю тем, чьим рабом вы являетесь! – ответил мудрец.

— Что это за загадки? – возмутился царь.

— Не сердитесь, Ваше величество. Я – Ваш раб, но Вы – раб раба. Потому что я управляю своими страстями, а Вы – подчиняетесь им!

Подробнее эта идея объясняется в книге «Кузари» (Маамар 3, буквы Бет-Эй). Хазарский царь просит еврейского мудреца, описать ему, что такое благочестивый человек. Кого иудаизм видит в качестве достигшего вершины совершенства.

Вот, что говорит этот друг: «Благочестивый – это человек, который правит своей страной, дает всем ее жителям их пропитание и обеспечивает все их нужды в правильной мере. Он обращается со всеми справедливо, не обирает никого и не дает никому более того, что ему положено. Поэтому все приходят к нему тогда, когда они ему нужны, слушаются его и спешат ответить на его призыв, делают все, что он прикажет, и остерегаются всего, что он запрещает!»

Сказал царь: «Я тебя спрашивал, каким должен быть благочестивый, а не каким должен быть правитель!»

Ответил мудрец: «Благочестивый и есть правитель!» И объяснил: «Ведь все его душевные и физические силы, все органы чувств подчиняются его власти, и он управляет ими. Как сказано: “Сдерживающий свой гнев лучше богатыря, а властвующий над своим духом – лучше завоевателя города” (Мишлей, 16:32). Он обуздывает свои страсти и ставит им границы, после того, как дал им их долю в нужной порции еды и питья. Он обуздывает гнев, стремящийся прорваться и доказать свою власть, после того, как дал ему его долю в мудрых спорах и в том, что прикрикнул на злодеев. И так в отношении каждой душевной силы и качества характера».

Об этом и говорят наши мудрецы (Бава Меция, 10а) по поводу стиха «Они – Мои рабы», а не рабы рабов. Т. е. мы должны быть рабами Всевышнего, свободными от оков дурного начала, а не рабами рабов дурного начала. Как говорит раби Йеуда а-Леви: «Слуги времени – рабы, и лишь раб Всевышнего – поистине свободен. Так что, когда человек молится о своем уделе, пусть просит быть рабом Всевышнего».

Был один человек, горький пьяница. Растрачивал на водку все свои деньги, свои дни и всю свою жизнь. Его друзья и родные решили отговорить его от этой дурной привычки. Собрались все вместе, и каждый по очереди приводил доводы против пьянства.

Выслушал пьяница их всех, и сказал: «Вы думаете, вам удастся меня убедить? Да я сам могу привести сотню доводов, почему нельзя пить, но вкус водки перевешивает их все!»

Ну, разве он не раб?!

Спрашивают в трактате Гитин (62а): «Кто – цари?» И отвечают: «Это мудрецы Торы». Как говорится в Мишлей (8:15): «Мною (Торой) цари будут править!» Поскольку Тора дарует учащим ее способность царствовать и властвовать (Авот, нач. гл. 4). В первую очередь – над самими собой!

Об этом и сказано в мидраше («Берешит Раба», 34:10). (А Саба из Кельма говорит, что эти уточнения в тексте Торы свидетельствуют, что Тора дана нам Свыше.) Ведь только с помощью духа святого постижения можно обратить внимание на приведенную ниже разницу между праведником и злодеем. Злодей тоже знает, что его путь – ошибочен, как сказано в трактате Шаббат (31б), что злодеи знают, что их путь ведет к смерти, но они находятся во власти устремлений своего сердца. Их душевные качества, страсти и стремления тянут их за собой. Как сказано: «Сказал негодяй в сердце (находясь в темнице своего сердца)» (Теилим, 14:1); «сказал Эйсав в сердце» (Берешит, 27:41); «сказал Йеровам в сердце» (Млахим 1, 12:26); «сказал Аман в сердце» (Мегилат Эстер, 6:6).

А праведники властвуют над своим сердцем, как сказано: «А Хана – она говорит со своим сердцем» (Шмуэль 1, 1:13); «Сказал Давид своему сердцу» (там же, 27:1); «Даниэль принял к сердцу» (Даниэль, 1:8).

Это и есть истинный экзамен: раб ты или царь?

Властвуешь ли ты над своим сердцем, или оно властвует над тобой.

Рассказывают об одном еврее, назовем его Ицхак, который решил осуществить давнюю мечту: провести Пасхальный Седер у своего рава, великого раби из Сохачева, автора «Авней Незер». Он согласовал это со своими домашними, старший сын согласился провести Седер вместо него. Подготовил все к празднику, провел проверку хамца до полуночи, собрал все необходимое и сел в повозку, которая к утру привезет его в Сохачев. Там он помолится, поучаствует в окончании трактата, поскольку он – первенец, и ему нужно прервать пост первенцев. Потом подготовится к празднику и придет к своему раву.

Планы нарушились, когда у повозки сломалась ось. Извозчик сказал, что придется подождать до утра, тогда он сможет позвать кузнеца из ближайшей деревни, и починить ось.

Делать было нечего, Ицхак задремал в повозке. Как только рассвело, извозчик пошел в деревню, а он облачился в талит, надел тфилин и начал молиться утреннюю молитву с восходом солнца. Пока повозку починили – уже было утро. В Сохачев они прибыли к обеду. Понятно, что окончание трактата ему не удалось послушать, и впервые в жизни пришлось держать пост первенцев. Вчера он тоже из-за множества дел не успел покушать, как следует. А сегодня – пост. Еле-еле он выдержал вечернюю молитву и «Алель». Наконец, все расселись по местам, и Седер начался. Произнесли Кидуш, и выпили первый бокал вина. А у Ицхака в животе урчит, голод его одолевает… И вот подошло время есть карпас – картошку, окунутую в соленую воду. Каждый из присутствующих взял себе небольшой кусочек, меньше ке-зайт, как положено по закону. А у Ицхака загорелись глаза. Он схватил самую большую картошку и жадно вонзил в нее зубы.

И вдруг услышал, как раби бормочет себе под нос: «Не понимаю, как человек может праздновать праздник освобождения, если он – раб картошки?»

А мы?…

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=67240