Бехукотай — Полная оплата изучающим Тору

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1293
оплата

Недельная глава Бехукотай

«Если пойдете по Моим законам…» (Ваикра, 26:3) – а именно, будете трудиться над изучением Торы (см. Раши). Сказано в Гемаре, что по окончании учебы учащийся должен поблагодарить за свой удел, и мы говорим это обычно при окончании изучения трактата:

«Благодарю я Тебя, Г-сподь, Б-г мой, что Ты дал мне удел среди сидящих в бейт-мидраше, а не среди йошвей кранот [дословно — “сидящие по углам”; люди, которые свободное от работы время проводят в болтовне]… Я встаю рано, и они встают рано. Я встаю ради слов Торы, а они – ради бессмыслицы. Я тружусь, и они трудятся. Я тружусь, и получаю оплату, а они трудятся и не получают оплату».

Спросил однажды Хафец Хаим: «Сказать, что мы встаем ради слов Торы, а они – ради бессмыслицы, это верно. Но как можно сказать, что мы трудимся и получаем оплату, а они трудятся и не получают оплату? Ведь разве строители, маляры, пахари и прочие рабочие не получают в конце дня зарплату? Разве нет оплаты их тяжелого труда? Конечно же, есть. Верно, что наша «оплата» гораздо больше, чем их, и наш труд стоит большего, но как можно сказать, что они вообще не получают оплаты?»

Ответ на этот вопрос Хафец Хаим дает притчей – историей, которая произошла на самом деле.

Хацкель был сапожником-старожилом в Радине. Все чинили у него обувь. Подметка отвалилась, гвоздь поломался, ботинок, «разинувший рот», – все оказывалось у него, и все он чинил трудолюбиво и профессионально. Так продолжалось долгие годы.

Однако время шло, руки у Хацкеля стали немного дрожать, гвозди вбивались не так уж плотно, швы стали неровными… В общем, возраст стал сказываться на работе.

А тут еще в город приехал новый сапожник, Гецель – и открыл мастерскую. Он молодой, энергичный, работает профессионально… Люди стали переходить к нему. Сначала понемногу, а потом – толпой. Он шьет, клеит, красит, и все получается так аккуратно, так красиво.

«Что до меня самого, — рассказывал Хафец Хаим, — я продолжал посылать обувь на починку к Хацкелю. Мне было его жалко… Большинство заказчиков перешло к Гецелю, а у него осталось совсем чуть-чуть. Я уговаривал людей остаться у него. Бедняга. Конечно, он чинит хуже, но ведь жаль несчастного старика. Сказано же ведь: “И будет жить брат твой с тобой (т. е. позаботься о том, чтобы ему было, на что жить), и поддержи его”. Однажды пришел ко мне один из жителей города с жалобой: ладно, мол, я посылаю обувь к Хацкелю, а не к Гецелю, но почему я должен еще и платить дороже?

— Почему это ты платишь дороже? – спросил я с недоумением.

— Потому что у Хацкеля такие цены! – ответил тот, — у Гецеля гораздо лучше, чинит прекрасно, делает все быстро, ждать не надо, а цена? Это самое главное! Цена гораздо дешевле! В два раза меньше, чем у Хацкеля! Я готов дать Хацкелю подработать, но почему за мой счет? Пусть хоть не берет дороже! Ладно, не дешевле, но брать еще дороже?!

— Это ты прав, — согласился я, — я поговорю, выясню…»

Что ж, Хафец Хаим обратился к Хацкелю и стал расспрашивать:

— Это правда, что ты берешь в два раза дороже, чем Гецель?

— Да, рабейну! – непреклонно ответил Хацкель, — такая у меня цена!

— А почему же у него так дешево?

— Очень просто, — стал объяснять сапожник, — люди не понимают, что на самом-то деле у него дорого, а у меня дешево! Я вам объясню, уважаемый рав. Например, просят его подшить подметку. Он чинит ее за полчаса и просит двадцать пять копеек. Четверть рубля за полчаса это куча денег! А я что? У меня та же самая починка занимает целый день, ведь у меня руки дрожат, да и передохнуть нужно, и перерыв сделать… Получается, что я беру дешево: пятьдесят копеек за целый день! А он – дорого: двадцать пять за полчаса!

Вздохнул Хафец Хаим, и ответил:

— Это верно, что ты трудишься в четыре раза больше него, но ведь здесь, в этом мире, платят не за труд, а только за результат!

— Именно об этом, — объясняет Хафец Хаим, — и сказано: «Они трудятся – и не получают оплату». Они получают награду не за свой труд, а только за результаты труда! А у нас наоборот – чем больше мы трудимся, тем большую награду мы получаем, а результат вообще не важен… Более того: платят нам в основном именно за труд, как сказано: «Соответственно страданиям – награда», «Лучше человеку одна вещь, (постигнутая) тяжким трудом, чем сто – с легкостью».

Говорит Саба из Кельма, что размер труда (страдания) не определен. Получается, что за каждый вариант страдания или трудности мы получаем награду в сто раз больше.

Если человек учится, будучи немного уставшим, получает за час учебы награду, как за сто часов учебы в бодром состоянии. Если еще более уставший – награда идет, как за десять тысяч часов…

И так – за любую трудность в учебе!

Как известно, Хафец Хаим основал в Радине колель «Кдошим», где изучали законы служения в Бейт Микдаше, жертвоприношений и т. п. Ведь скоро уже будет построен Бейт Микдаш, нужно быть готовыми… Он посоветовал учащимся проучить трактат сначала поверхностно, привыкнуть к его понятиям, а потом уже повторять, «вспахивая» более глубоко.

Один из учащихся не был наделен способностью быстро воспринимать изучаемое. Через какое-то время он обратился к Хафец Хаиму в отчаянии: «Такой-то уже на пятом листе, а я только на втором!»

«Молодец! – восхитился Хафец Хаим, — за такое короткое время – сто два листа!»

В старости Хафец Хаим стал хуже слышать. Так что учащийся решил, что он недослышал его. Наклонился к его уху и громко сказал: «Не сто два, а два!»

«А твой друг уже на пятом листе, потому что быстро соображает?»

«Ну да!»

«Ну, так я это и сказал, — ответил Хафец Хаим, — “Лучше одна вещь – с тяжким трудом, чем сто с легкостью”. Так что получается, что твой товарищ на пятом листе, а ты – на сто втором!»

Это одно из объяснений стиха: «У Тебя, Всевышний, хесед, ведь Ты платишь человеку по его деяниям». Известен вопрос: хесед – это ведь милосердие, то есть обращение с человеком «выше линии закона». А платить по деяниям – это строго по линии закона, это мера Суда. Где же здесь хесед?

Но другое объяснение таково: у всего в мире есть цена. Буханка хлеба – столько-то, стул – столько-то. Если требуют дороже – нужно проверить, нет ли здесь обмана. Однако, что касается награды за заповеди – мы сами устанавливаем, сколько получим. И мера здесь – «по его деяниям». Если человек сделал дело, приложив много усилий, труда, то награда будет увеличена в сто раз за каждый уровень усилий. А если еще и с радостью – то награда умножается в тысячу раз.

На это и намекает стих «Если пойдете по Моим законам». Святой Ор а-Хаим пишет, что это намекает на «законы неба и земли», ведь Раши пишет, что мы должны учиться у небес, которые верны своей роли, рады и счастливы исполнить волю своего Хозяина, как сказано в Теилим о солнце: «Радостен, как богатырь, бежать в путь».

Если мы будем учить Тору, прилагая все усилия и с радостью – удостоимся всех благословений, сказанных в Торе!

Подготовила: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=46380