Ваишлах — Не верь ему…

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1370
не верь

Недельная глава Ваишлах

«И побежал Эсав к нему навстречу, и обнял, и упал ему на грудь, и поцеловал его, и заплакал» (Берешит, 33:4).

Слова «И поцеловал его» написаны на иврите с точками сверху, и этому есть разные объяснения. Некоторые комментаторы говорят, что это значит – поцеловал его не от всего сердца. Однако раби Шимон бар Йохай говорит: «Есть известное правило, что Эсав всегда ненавидит Яакова. Однако в тот момент он сжалился над Яаковом, и поцеловал его от всего сердца». У меня вопрос: почему вдруг раби Шимон бар Йохай решил выступить в защиту Эсава и сказать, что он сжалился и поцеловал Яакова от всего сердца?

Ведь Рамбам постановляет: если мы видим абсолютного злодея, и он совершает добрый поступок, который ни с какой стороны невозможно подвергнуть сомнению, мы, все равно, обязаны судить его в плохую сторону. Как сказано (Мишлей, 26): «Когда зазвучит умоляюще голос его – не верь ему, ибо семь мерзостей в сердце его». Пишет рабейну Йона в комментарии к Мишлей, что об этом сказано: «Хорошо знает праведник дом нечестивца» – он знает и понимает все зло его действий до самой глубины злодейских замыслов. Поэтому даже деяния, которые кажутся хорошими, судит в плохую сторону.

Известно, что однажды раву Ицхаку Меиру Алтеру, автору «Хидушей а-Рим» и первому адмору Гурской хасидской династии рассказали об одном злодее-вероотступнике, который перед смертью разрыдался, заявил, что он раскаивается, и умер со словами «Шма, Исраэль» на устах.

Сказал ребе из Гуры: «О нем и ему подобных сказано: “Когда зазвучит умоляюще голос его – не верь ему, ибо семь мерзостей в сердце его”. Он ведь хотел сделать только одно: опровергнуть слова наших мудрецов, которые сказали, что злодеи даже на пороге Геином не раскаиваются. Он желал соблазнить слабохарактерных людей поступать, как он, и сказать себе: “Ничего, согрешу, но потом раскаюсь, ведь такой-то тоже грешил, а под конец жизни раскаялся. И в этом мире поразвлекся, и будущий мир получил в итоге. Чем плохо?” Так он желал своей смертью склонить людей к греху – так же, как и при жизни».

Расскажу вам историю об этом.

Когда рав Моше Файнштейн был раввином города Любани (Беларусь) во времена коммунистов, вся община очень страдала от одного еврея, который был близок к властям и доносил на своих собратьев. Многие из-за него были отправлены в тюрьмы и в Сибирь, потеряли свое имущество и даже жизнь. Он был позором общины, все старались держаться от него подальше.

Однажды доносчик заболел, и понял, что скоро умрет. Он вызвал к себе членов похоронного общества и попросил их сказать с ним Видуй (исповедь Всевышнему). Он горько разрыдался и сказал, что не знает, как может искупить свои грехи. У него есть только одна просьба: пусть его похоронят стоя. Это называется «погребение осла», и может быть, этот позор хоть как-то искупит все его преступления.

Когда он умер, могильщики обратились к раву Моше с вопросом: выполнить ли пожелание умершего.

Ответил рав Файнштейн: «Мы должны соблюдать законы “Шульхан Арух”, а там сказано, что человека следует хоронить лежа, лицом вверх. А если он желает искупления – то выполнение закона будет ему искуплением». Его похоронили, как положено.

На следующий же день сотрудники НКВД вызвали членов похоронного общества, потребовали провести их на кладбище и вскрыть могилу доносчика. Бросили взгляд на тело и ушли.

Что выяснилось?

Что перед смертью доносчик отправил письмо своим дружкам, в котором писал, что евреи ненавидят его за то, что он постоянно раскрывал их «тайны». Он уверен, что так же, как при жизни они избегали его, так и после смерти они отомстят ему, и рав велит похоронить его «погребением осла» — позорным образом, стоя.

Они получили это письмо, и пришли проверить. Так что, если бы выполнили просьбу якобы раскаявшегося доносчика, евреев постигли бы великие беды.

«Когда зазвучит умоляюще голос его – не верь ему, ибо семь мерзостей в сердце его».

Поэтому непонятно, как это раби Шимон бар Йохай выступает в защиту Эсава, и говорит, что он поцеловал Яакова от всего сердца?

Ответ в том, что раби Шимон бар Йохай не собирался оправдывать Эсава, а как раз наоборот!

У нас есть правило: в любом месте, где над словом в Торе стоят точки, это означает, что нельзя понимать в прямом смысле. Объясняют наши мудрецы: «И поцеловал его» — в прямом смысле это выражение любви и приязни. А здесь, поскольку сверху стоят точки, нельзя понимать это в прямом смысле. Значит, это было не от всего сердца. Говорит раби Шимон бар Йохай: наоборот, в любом месте, где вы видите проявление любви и приязни Эсава к Яакову, знайте, что это не настоящее, неискреннее. Ведь у нас есть железное правило, непреложный закон: Эсав ненавидит Яакова! И только в этом случае, где стоят точки над словом, случилось удивительное чудо, исключение из правила, и Эсав поцеловал Яакова от всего сердца!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=57159