Ки Таво — Сладость Торы

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

749

Недельная глава Ки Таво

«Радуйся всему тому добру, которым Г-сподь, Б-г твой, одарил тебя и твой дом» (Дварим, 26:11).

Известны слова святого рава Хаима бен Атара (автор великого комментария к Торе «Ор а-Хаим»): «Все добро – это намек на Тору, как говорят мудрецы: “Нет добра, кроме Торы” (как сказано в Мишлей: “Добрый удел Я дал вам, не оставляйте Мою Тору”). Ведь если бы люди чувствовали сладость и приятность Торы, они бы воодушевлялись от нее до сумасшествия, и все золото и серебро мира не значило бы в их глазах ничего. Ведь Тора включает все блага и все добро этого мира».

Немало таких примеров можно найти и в наше время. Однажды Хазон Иш пошел погулять вечером – по указанию врачей. Он шел, погруженный в свои мысли, и его спутник не решался мешать ему. Они вышли из Бней Брака, и Хазон Иш неожиданно встрепенулся, оглянулся и увидел, что вокруг незнакомая местность. «Где мы?» – спросил он своего сопровождающего. «В Рамат Гане», — ответил тот.

«Ничего себе! – поразился Хазон Иш, — такой маленький Тосафот и такой длинный путь!» (Т. е. обдумывание вопроса, который подняли Тосафот, заняло столько времени – прим. пер.).

Стайплер учился в ешиве Новардок в Белостоке. Он учился настолько упорно, и был так погружен в учебу, что нередко пропускал трапезы — ему было жаль тратить время на то, чтобы идти до столовой и обратно. Еду стали приносить ему в бейт-мидраш. Ставили тарелку рядом с ним, на краю стола, и он, когда чувствовал голод, омывал руки и ел, не прерывая учебу. Не мог оторваться от нее.

Однажды глава ешивы Новардок в Белостоке великий рав Авраам Яфен прошел мимо него и увидел, что тарелка полна. Переживая за здоровье любимого ученика, он спросил: «Почему вы не поели?» Стайплер вздрогнул, услышав голос главы ешивы, и встал: «Я поел!»

«Но вот же еда!» – указал глава ешивы на тарелку. Загадка.

«Но я помню, что я ел! – повторил Стайплер, — Вот, даже крошки остались…»

Глава ешивы взял в руки одну твердую крошку и растер ее в пыль. Оказалось, что это был кусок известки, который отвалился от потолка. Стайплер, увлеченный книгой, не глядя, взял то, что попалось в руки, и стал жевать. Даже не чувствовал вкуса, поскольку был полностью погружен в Тору!

О раве Исраэле Йеошуа Транке из Кутно (Польша), авторе книги «Йешуот Малко», рассказывают, что однажды рабанит приготовила еду и попросила его омыть руки для трапезы. Он закрыл книгу, но продолжал размышлять. Пошел на кухню, омыл руки, вытер, вернулся в комнату, отрезал кусок хлеба, съел кезайт, и обратился к жене: «Извини, я не вмешиваюсь в домашние дела, не дай Б-г. Я только хочу обратить твое внимание, что желательно покупать полотенца из хорошей ткани, которая не рассыпается под руками…». Рабанит удивилась. Насколько она знала, полотенца у них дома были отличные. Она поспешила на кухню, и увидела… До этого она замесила тесто и оставила его подниматься. Рав же омыл руки, все еще погруженный в размышления о выученном, и наощупь стал искать полотенце. Ему попался под руку кусок теста, и он вытер им руки, задней мыслью отметив, что «полотенце» рассыпается под руками – видимо, оно не очень хорошего качества…

Конечно, мы не достигли таких высот. Но и мы ощущаем сладость и приятность Торы. Чужому не понять этот огонь Торы, это упорство и усердие, это сияние в глазах и радость сердца…

Однажды приехал ко мне профессор из Технического института (Техниона) Хайфы. Зашел в ешиву, стал наблюдать, как ребята усердно учатся. Мы с ним поговорили, а в конце он сказал: «Все хорошо, но одну вещь я не понимаю: как можно сидеть и раскачиваться тринадцать часов подряд? Во время молитвы и во время учебы. Если бы я так раскачивался, у меня бы спина треснула!»

Я сказал: «Знаете, я тут недавно ехал в Хадеру. Конечно, взял с собой книгу. Напротив меня сидел парень и всю дорогу ел. Мне даже было трудно сосредоточиться, я смотрел на него в полном шоке. Наверное, это даже выглядело невежливо. Я все время на него смотрел: челюсти двигались – вверх-вниз, вверх-вниз. И так часами. Я подумал: “Если бы я столько работал ртом, у меня бы уже челюсти треснули! Как он не устает?”»

А какой ответ? Когда человек получает удовольствие – это ему не в тягость, а в радость. Готов продолжать бесконечно.

Вот и мы получаем удовольствием от слов Торы, которые для нас слаще меда… И готовы продолжать бесконечно, пока не приходится прерваться на молитву!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=54831