Пинхас — Что служит лекарством от нечистоты

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1735
лекарством

Недельная глава Пинхас

После эпидемии Всевышний приказывает Моше рабейну и Элазару а-коэну сделать перепись народа Израиля: «Реувен, первенец Израиля. Сыновья Реувена: Ханох – семейство Ханоха, от Палу – семейство Палу, от Хецрона – семейство Хецрона…» (в названии каждого семейства были добавлены буквы ה и י: например, семейство Ханоха – החנוכי — а-Ханохи, семейство Хецрона – החצרוני – а-Хецрони, и т.п. – прим. пер.) Пишет Раши, что народы мира оскорбляли евреев: что вы говорите о коленах Израиля? Вы думаете, что египтяне не владели вашими матерями? Если вы были у них в полном рабстве, так уж и женщины тем более! Поэтому Всевышний поставил печать Своего имени (י-ה) на каждом семействе: с одной стороны – ה, и с другой стороны – י, как бы говоря: Я свидетельствую о них, что они – сыны их отцов. Об этом пишет царь Давид в Теилим (122): «Колена Б-га – свидетельство для Израиля». Поэтому-то и написано: «а-Ханохи» и т. п.

Пишет автор «Маскиль ле-Давид»: почему же тогда Имя Всевышнего написано наоборот, сначала ה, а потом י? Сначала нужно понять, почему упомянуто именно это Имя. Ответ мы находим в словах раби Акивы (трактат Сота): «Если муж и жена удостоились – Шехина находится между ними. Если же не удостоились – огонь пожирает их». Раши комментирует: если они удостоились идти прямым путем, то Шехина обитает между ними. Ведь Всевышний разделил Свое Имя между ними: י — в названии мужчины, איש, и ה — в названии женщины, אשה. Если же они не удостоились, то Всевышний как бы забирает у них Свое Имя, и остается אש — огонь, который пожирает их.

Известно, что говорят наши мудрецы (так же в трактате Сота): наши праотцы были спасены из Египта в заслугу праведных женщин, поэтому ה, которая относится к женщине, и стоит в начале фамилий семейств.

Есть и другие ответы, почему Имя Всевышнего написано здесь наоборот (см. «Ор а-Хаим» и др.), но попробуем понять глубину этого вопроса. Не только почему Имя написано наоборот, а почему намек на женщину стоит прежде мужчины.

Есть мнение в Гемаре (Брахот), что вначале Адам и Хава были созданы как одно тело с двумя лицами, и были соединены спинами. Как сказано: «Мужчину и женщину создал их». А уже потом: «И взял Всевышний цела…». Слово цела означает также «сторона» (как сказано в книге Шмот: «сторону Мишкана», там тоже употреблено слово цела), то есть Всевышний разделил их. Спрашивает Гемара: если они были созданы так, то кто шел во главе, впереди? Как известно, любой вопрос в Торе имеет значение лично для нас, иначе не стоило бы и спрашивать. Зачем же, действительно, нам знать, кто шел впереди?

Отвечает Гемара: судя по всему, мужчина шел впереди. Ведь нас учат мудрецы, что мужчине нельзя идти за женщиной, даже если это его жена. Однако, если они смотрят в разные стороны, в чем проблема?

Сейчас объясню. Как мы сказали, Всевышний разделил Свое Имя – букву י дал мужчине, а букву ה – женщине.

В трактате Менахот сказано в комментарии к словам пророка Йешаяу: «Ибо в Б-ге (י-ה) в Г-споде – оплот миров (цур оламим)» [слово цур трактуется как цура — форма, и смысл стиха таков: (буквами) י и ה Г-сподь создал (сформировал) миры], что речь идет о двух мирах, которые создал Всевышний. Будущий мир Он создал буквой י, а этот мир – буквой ה. Как сказано: «Вот история сотворения небес и земли, в день их создания». בהבראם («в день их создания») мудрецы комментируют как: ב ה בראם (создал их буквой ה).

Получается, что, когда Всевышний разделил Свое Имя между мужчиной и женщиной, Он предназначил мужчине букву, которой создал будущий мир, а женщине – букву, которой создал этот мир.

Теперь можно понять, почему сказано в Гемаре: «Каждый, кто следует совету своей жены, попадает в Геином» (как приводится о царе Ахаве в Млахим (1): слушаясь свою жену Иезевель, он стал делать дурное в глазах Всевышнего). С другой стороны, сказано: «Если твоя жена низкого роста, наклонись к ней и слушай ее слова». Отвечает Гемара: это не вопрос — в первом случае речь идет о том, что касается небесных дел (т. е. духовности), и там мнение мужа решающее, а втором случае – дел этого мира, и здесь мнение жены – решающее. Поскольку в нем заложена буква י, которой создан будущий мир, а в ней – буква ה, которой создан этот мир.

Теперь мы видим глубину вопроса, кто шел во главе. Мы тоже созданы из двух частей – душа в теле. И так же, как мы должны заниматься делами души, так же – и делами тела. Но мы обязаны знать, кто на первом месте, кто является паровозом, а кто – вагоном. Право первенства – у будущего мира. Именно поэтому мудрецы запрещают заниматься делами до молитвы и говорят, что потом нужно «идти от заповеди к заповеди» – из синагоги в бейт-мидраш учиться, и только после этого – идти на работу.

На это и намекает י, находящаяся в середине слова איש, в отличие от ה, которая в конце слова אשה. Об этом сказано: «Нашел женщину (אשה) – нашел добро» (Мишлей). А в Коэлет сказано: «Нахожу я женщину (האשה) хуже смерти». Нет здесь противоречия. Если «нашел женщину», где ה – в конце, то есть она согласна, чтобы духовность была центром жизни, а дела этого мира – второстепенны по сравнению с ней, тогда «нашел добро», – ведь нет иного добра, кроме Торы. Но если это האשה – женщина, где ה с обеих сторон, то есть дела этого мира оплетают ее с головы до ног, тогда наверняка будет столкновение между мирами, и жизнь станет хуже смерти, упаси Б-г.

Тогда наш вопрос остается в силе: почему, упоминая семейства Израиля, Всевышний поставил букву ה вначале, ведь именно י символизирует духовность, и ей следовало бы быть первой.

Однажды я сидел в очереди к Хазон Ишу, и рав Авраам Вольф, который в тот год открыл семинар для девушек в Бней Браке, вышел из его кабинета. Я увидел, что он очень взволнован, и спросил, что он такого услышал. Он сказал, что спросил Хазон Иша: сказано в Гемаре, что Иов желал освободить весь мир от меры Суда. Комментирует Раши: от Суда Всевышнего, ведь, мол, Всевышний Сам создал дурное начало, как же люди могут против него устоять? Они просто вынужденно совершают грехи! И, действительно, человеку с дурными качествами очень тяжело жить. Что ответили Иову его друзья? «Создал Всевышний дурное начало, создал Тору – противоядие ему». Тора улучшает качества человека, как сказано в трактате Авот: тот, кто занимается Торой, становится скромным, терпеливым и прощает, когда его обижают, а ведь это – вершина хороших душевных качеств человека.

Сказано в «Месилат Йешарим»: «Очевидно, что если Создатель сотворил против этой напасти только одно средство, то излечиться от нее человеку без этого лекарства невозможно никаким образом. А тот, кто думает спастись иным способом, ошибается, и увидит свою ошибку в конце, когда погибнет в грехе… Это подобно больному, который обратился к врачам, а те, поставив диагноз, предписали ему принимать некое лекарство. Он же, ничего не смысля в медицине, выбрасывает предписанное лекарство и берет другое, какое ему захотелось. Ясно, что этот больной умрет! Так и здесь; никто не знает, что это за болезнь – дурное начало, и какова его сила, кроме Творца, его создавшего. И Он предостерег нас, что средство от этой болезни – Тора. Кто же, оставив Тору и заменив ее чем бы то ни было, останется жив? Несомненно, тьма материальности будет усиливаться в нем шаг за шагом, а он не поймет этого, пока не окажется погруженным во зло и далеким от истины настолько, что в сердце его даже не возникнет мысль эту истину искать. … И только свет Торы вернет его к добру» (перевод р. Лейба Саврасова).

Об этом и спросил рав Вольф Хазон Иша: ну, с мужчинами понятно – они воюют с дурным началом посредством изучения Торы. Но что делать женщинам, которые не обязаны учить Тору?

И Хазон Иш ответил: «Женщинам Всевышний создал другое лекарство: скромность!»

Известны слова Виленского Гаона, что есть два вида дурного начала у человека: изнутри и снаружи. Изнутри – его собственные дурные качества, снаружи – влияние общества. Саба из Кельма объясняет, что одно зависит от другого: плохое общество пробуждает скрытые, дремлющие в человеке дурные качества.

И если через сорок лет изучения Торы и Б-гобоязненности Моше рабейну говорит: «Ведь вам ведомо, как мы жили в стране египетской…»; если Тора предостерегает: «по обычаям земли египетской, в которой вы жили, не поступайте», — это значит, что поведение египтян было самым порочным из всех народов. То место, где находились евреи было самым испорченным в мире.

Можно себе представить, каким было их состояние в египетском рабстве, когда они были окружены духовной нечистотой, как «плод в животе скотины».

А Тора тогда еще не была дана им, чтобы служить лекарством от этой нечистоты. Но в заслугу праведных женщин, в заслугу их скромности, евреи были спасены!

Поэтому-то «женская» ה и предшествует «мужской» י!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=47056