Эмор — Этрог в одиночку — не этрог

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

955
этрог

Недельная глава Эмор

Святой Аризаль сказал, что слово этрог можно прочитать как аббревиатуру фразы אל תבואני רגל גאוה ויד – «Да не придет ко мне нога гордеца и рука (нечестивцев меня не сдвинет с места)» (Теилим, 36)

Ну, прежде всего, это действительно молитва именно для этрога, ведь ему есть чем гордиться. Этрог символизирует того, кто полон и Торы, и добрых деяний, весь он – величие, и ни одного темного пятнышка у него нет. Кто подобен ему! Такой человек должен беречь себя от гордости.

Сказано в книге «Обязанности сердец», что один мудрец сказал своим ученикам: «Если бы у вас не было грехов, я бы боялся за вас того, что хуже грехов». Спросили они: «А что хуже грехов?» Он ответил: «Высокомерие и гордость, как сказано в Мишлей: “Противен Всевышнему всякий, кто заносчив сердцем”».

Однако ему и в голову не приходило, что и человек, полный грехов, тоже может возгордиться!

Однажды к нашему великому учителю, раву Аарону Лейбу Штейнману пришла одна пара за советом: муж – состоятельный человек, миллионер, а машина у него старая, ей уже лет десять… Жена утверждает, что пора ее поменять на новую, престижную модель. Она уже и цвет выбрала.

«Ну, почему бы и нет?» – спросил рав Аарон Лейб, который был далек от этого мира, как небо от земли.

«Я боюсь сглаза, — сказал богач, — не хочу, чтобы мне завидовали».

Обратился к нему рав Аарон Лейб: «Скажи, ты знаешь ШаС? Можно задать вопросы по нему?» Ну и вопрос! Он что, аврех, который весь день сидит и учится?

«Ну, хорошо, хотя бы раздел Моэд? Или Нашим, или Незикин»? Нет, тоже не знает.

Рав Аарон Лейб не успокаивается: «Хотя бы один трактат, один-единственный?!» Нет, и это тоже. Даже главу трактата не знает.

«Тогда чему же тебе завидовать? – удивился рав Аарон Лейб, — Кто вообще будет завидовать?» Ты не этрог и не лулав — то ли мирт, то ли ива…

Этрогу есть чем гордиться. И на самом деле, почему бы ему и не возгордиться? Почему он говорит: «Да не придет ко мне нога гордеца»?

Ответ в том, что сказал великий рав Авраам Йеошуа Эшель, праведник из Апты, автор книги «Оэв Исраэль»: не нужно так уж бороться с качеством гордости. Нужно помнить только одно: девять раввинов из Апты не являются миньяном, а десять извозчиков – являются миньяном, и они могут говорить святые слова (Кадиш и т. п.), и Шехина присутствует среди них!

Так и этрог: конечно, он – самый совершенный плод, однако когда он сам по себе – что он собой представляет? Нет у него никакой ценности без лулава, мирта и ивы.

Более того, сказано, что лулав держат в правой руке, а этрог – в левой. Что это значит? Что это – три заповеди, а он – одна заповедь. И благословение говорят на лулав, а не на этрог.

Нет никакого сомнения, что Моше рабейну был самым большим «этрогом» народа Израиля. Однако Шехина говорила с ним только ради всего народа. И когда они согрешили и были под угрозой уничтожения, Всевышний сказал ему: «Иди, спустись». Спустись со своего величия. Ведь я дал тебе величие только ради евреев, а теперь, когда они согрешили, зачем ты Мне? Если нет трех других видов, зачем нужен этрог?

Что может более научить нас скромности?

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=50867