Ваэтханан — О пропитании

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1162
о пропитании

Недельная глава Ваэтханан

Один замечательный аврех был вынужден уйти из колеля и пойти работать. Я сказал ему:

— Сказано в Торе: «И был (ויהי) Эвель пастухом, а Каин был (והיה) земледельцем». Оба они находились в духовном мире Ган Эдена, и обоим пришлось выйти из него и зарабатывать себе на пропитание. Эвель жалел об этом, ведь везде, где в Торе употребляется слово ויהי, оно означает горе, беду. Поэтому Эвель получит за это награду, как будто он всю жизнь провел в шатре Торы. Каин же обрадовался, поскольку והיה означает радость. Поэтому считается, что он разорвал связь с духовным миром, и конец Каина известен. Кому интересно – можете посмотреть там.

В общем, бывает, что порой приговор подписан, и у человека нет выбора – приходится в поте лица заботиться о пропитании. Но и тогда Свыше внимательно смотрят, как человек осуществляет этот приговор: с радостью (наконец-то!) или с трудом, печалясь. И в соответствии с этим человек получит награду или наказание, как мы находим в нашей главе.

Моше рабейну просит «Позволь же мне перейти (эту реку) и увидеть прекрасную страну, что по ту сторону Иордана».

Спрашивает Гемара: почему Моше рабейну так страстно стремился войти в Землю Израиля, ему что, хотелось поесть ее плодов, насытиться ее добром? Конечно же, нет. Моше сказал: есть столько заповедей, связанных с Землей Израиля, я хочу войти туда, чтобы лично выполнять их все! Ответил ему Всевышний: если ты желаешь получить награду за них, я засчитываю тебе, как будто ты их все выполнил.

С другой стороны, когда евреи были приговорены к египетскому рабству: «Твоим потомкам суждено стать переселенцами в чужой стране, где их поработят и будут угнетать четыреста лет. Но и тот народ, которому они будут служить, Я призову на суд». Нужно понять: если рабство – это приговор Всевышнего, то чем виноваты поработители? Ответ мы находим у пророка Нехемии (9:10): «Явил знамения и чудеса, (покарав) фараона, и всех его слуг, и весь народ его земли, ибо знал Ты, что они намеренно причиняли зло (евреям)». То есть они мучили евреев злонамеренно.

Вот, что я расскажу вам на эту тему.

Как-то раз я позвонил одному богатому человеку, чтобы попросить пожертвование на учреждения Торы. Он извинился, что весь день очень занят делами, и мы договорились, чтобы я пришел вечером.

Я пришел, меня провели в салон, он сидел в кресле. Причем голову ко мне не повернул. Услышать он меня не мог – я шел по такому пушистому ковру, будто по пшеничному полю. Но и увидеть он меня не смог. Потому что сидел в своем роскошном кресле и сладко спал под шепот телевизора.

Я громко кашлянул. Он встрепенулся, повел глазами. Пробормотал под нос: «Ну и дурак я!» Еще бы, пригласить раввина и при этом включить телевизор.

Я его успокоил:

— Не переживайте, в Танахе прямым текстом написано, что богатые – дураки, не только Вы…

О! Получилось его разбудить как следует:

— Где это написано? – удивился.

— Написано, а как же! У царя Шломо, в книге Коэлет: «Не у мудрецов – хлеб, и не у разумных — богатство…». И теперь я понимаю, почему. Вот вы очень тяжело работаете. Человек рожден для труда. Замечателен удел того, кто трудится над Торой. Вы этого не удостоились, бывает.

Потом приходите домой. После еды – засыпаете. Ну, что делать – человек есть человек.

Но если уж Вы в любом случае засыпаете – засните хотя бы над Гемарой! Если бы Вы открыли Гемару и усталость одолела, заснули – у Вас бы исполнялся закон: «Хотел человек выполнить заповедь, но по вынужденным обстоятельствам не выполнил, Тора засчитывает ему это, как будто он ее выполнил». Так Вы бы выиграли вдвойне: и спали бы, и учились…

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=47429