Шмини — «Не оскверняйте свои души»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1301
оскверняйте

Недельная глава Шмини

Пророк Йешаяу причитает: «Горе называющим зло – добром, а добро – злом, представляющим тьму – светом, а свет – тьмой, горькое – сладким, а сладкое – горьким». Можно было бы сказать: они просто запутались, они знают, что ошибаются, что они заблудились… Но нет! «Горе тем, кто мудр в своих глазах и представляет себя разумными!»

Рассказывают об одном слабоумном, который решил, что он умеет водить машину. Сел за руль, завел… Ну, «Всевышний охраняет глупцов», удалось ему выехать на главную дорогу. Неожиданно он слышит срочное сообщение по радио: «Внимание, внимание! Все водители, едущие по шоссе Хайфа – Тель-Авив, будьте предельно осторожны! Какой-то сумасшедший едет по встречной полосе! Повторяю: одна машина едет против движения!»

Услышал он это и возмутился: «Одна машина? Да тут все недоумки, едут по встречной полосе!»

«Мудрые в своих глазах» – только они правы, а все остальные ошибаются…

А как это происходит? Это следующий стих: «Горе героям, напивающимся вином, и воинам храбрым, разливающим хмельное!»

В Польше пьянство было очень распространено. Полицейские изо всех сил старались не допустить, по крайней мере, вождения в пьяном виде. Разумеется, водители утверждали, что они не пили. У одного, скажем, болели зубы, так он прополоскал рот водкой. Другой – простудился, и только чтобы согреться выпил пару капель. Что придумала полиция? Их отвозили в управление. Там был участок дороги – короткий и узкий. Говорили водителю: «Поезжай». Если он ехал ровно – его освобождали.

Так вот, привели одного такого водителя, пьяного вдребезги, и приказали ехать. Тот возмутился: «Так нечестно! Сначала выпрямите дорогу!»

Его уже и проверять не нужно было…

Точно так же и с верой. Вера пряма и проста. Проблема начинается в голове, которая видит прямое – кривым. Нет ничего легче доказать ее прямоту, но не пьяному.

Осталось понять только одну вещь: что это за «вино», кружащее голову и искривляющее прямое?

В Гемаре (Орайот, 13) приводятся виды пищи, которые улучшают память, и другие виды, которые, наоборот, ухудшают ее. Например, пищу, которую погрызла мышь, следует избегать. Спросили ученики великого раби Элиэзера: почему собака знает своего хозяина, предана ему, а кошка – нет?

Странный вопрос. Какое им до этого дело, и почему рав должен разбираться в свойствах души домашних животных? И почему это приводится в святой Гемаре, изучение каждого слова которой – это исполнение заповеди изучения Торы?

Тем не менее рав отнесся к вопросу серьезно и ответил: «Если человек, который поел от погрызенной мышью еды, забывает, так тем более кот, который ест самих мышей».

Я долго думал: что же здесь написано? И, с Б-жьей помощью, мне удалось найти истинное объяснение. Просто удивительное.

Говорит пророк Йешаяу: «Знает бык своего хозяина, а осел – кормушку своего владельца». В природу домашних животных заложено, что они знают своих хозяев. Конечно, верность собаки – это нечто из ряда вон выходящее, но игнорирование кошки – просто удивительно.

Конечно же, великие ученики раби Элиэзера не интересовались повадками животных. Они желали намекнуть на природу человека: есть те, кто близко связаны со Всевышним и абсолютно преданы Ему, как верная собака. Большая часть людей – знают и признают Его, верят в Творца, даже если и не прилеплены к Нему. Если же мы видим того, кто отрицает Творца, он по природе – кот. Спросили ученики: почему, в чем причина?

Что ответил раби Элиезер? Что по своей природе кот тоже признает хозяина, однако он питается едой, которая ослабляет память! А для нашей темы – злодей питается запрещенной едой, а она, как известно, вызывает «тимтум а-лев» (затмение понимания сердца) и искажение прямоты. Поэтому никакие разговоры не помогут, ведь, будучи «пьяным», он видит прямую, как линейка, дорогу – кривой, зигзагообразной.

«Не запятнайте себя ею (запрещенной пищей), ибо станете нечисты».

Объясняет Рамбан: «Поэтому она называются “тоэва” (мерзость), поскольку порождает в душе тупость и непонимание». Добавляет «Акедат Ицхак» (врата 60): «Некашерная пища порождает дурной характер и испорченность страстей, из которых возникает дух нечистоты, отупляющий разум и действия, и прогоняющий дух чистоты и святости».

Поэтому и сказано: «Не оскверняйте свои души» ими, то есть душа того, кто ест эти виды пищи, будет осквернена ими!

В алахе («Йоре Деа», 81:7) даже сказано, что следует избегать нанимать кормилицу-нееврейку, которая ест некашерную еду, поскольку это породит дурные качества в душе младенца. «При Хадаш» в комментарии к этой алахе пишет, что, поскольку многие не остерегаются этого, то «множество детей отходят от Торы, многие становятся дерзкими, и Б-гобоязненность не проникает в их сердца, и даже если их упрекнут – они не воспримут поучение!»

Если молоко, которое произошло от крови, созданной из запрещенной пищи, оказывает такое влияние, причем на долгие годы…

То как влияет сама запрещенная пища на тех, кто ее ест, Б-же упаси!

Была одна светская семья, которая поехала на семинар «Арахим» (израильской организации, занимающейся кирувом — приближением евреев к Творцу. – прим.пер.). Они слушали лекции и принимали. Поняли, что есть Творец и Правитель этого мира, что есть суд и есть Судья, что Моше – истина, и Тора его истина. Все правда, все верно – но не могли найти в себе силы совершить переворот, изменить свою жизнь от начала до конца. С другой стороны, совесть не позволяла им продолжать жить во лжи. Они решили ее успокоить: принять на себя одну заповедь. Ее обещали выполнять полностью, целиком. Со временем, если смогут – добавят еще. Без обязательств. Что им предложить? Решение было слишком ответственным для деятеля «Арахим». Он пошел спросить рава Шаха.

«Что ты думал сказать им?» – спросил рав. Тот ответил, что колеблется между соблюдением Шаббата и чистоты семейной жизни. И то, и другое – самые серьезные запреты Торы, основы еврейства.

«Конечно, — ответил рав, — но скажи им, пусть откашеруют кухню. Пусть обязуются полностью соблюдать кашрут – и в доме, и вне дома».

Деятель был в шоке. Конечно же, он все им передаст, ведь за этим он и пришел, но… можно вопрос?

Рав кивнул, и тот спросил: «В общем-то, большая часть проблем с едой – это запреты мудрецов. Минимальный кашрут они уже как-то соблюдают. Да и запреты Торы в сфере кашрута – это запреты лавим (наказание за которые не такое сильное – прим. пер.). А запреты Шаббата – там на каждом шагу карет, отсечение еврейской души от своего корня. Включение и выключение электричества, варка и выпечка, вождение, письмо – бесконечное количество запретов…»

«Все верно, — согласился рав Шах, — Но пойми: супруги были на семинаре, все поняли и согласились, они знают, что все это – истина. Тогда что же им мешает перевести знание на практику? Сердце отуплено, закрыто и не соглашается произвести переворот.

А почему сердце закрыто? Потому что некашерная еда отупляет сердце.

Если они обязуются соблюдать кашрут как положено, их сердце очистится и раскроется, и они примут на себя соблюдение Торы и заповедей в полной мере!»

И знаете — так и произошло!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=50591