Шофтим — Слушаться мудрецов

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

825
слушаться мудрецов

Недельная глава Шофтим

Однажды ко мне пришел человек, очень возмущенный: что это такое, мол, нам указано: «Не отклоняйся от того, что они скажут тебе, ни вправо, ни влево» (Дварим, 17).

Согласно объяснению Раши там: даже если они скажут тебе на правое, что оно – левое, а на левое – что оно правое. Ничего себе! Я знаю, что это – левое, а это – правое, это факт, и тысяча мудрецов не сможет его изменить! Неужели Тора повелевает мне изменить истине, лгать самому себе?

Я его успокоил: «Не переживай. Тора – сама по себе истина, и, конечно же, не требует, не дай Б-г, отклоняться от истины». Тогда что там сказано? О, это нужно объяснить. Обрати внимание, не сказано: «Даже если они скажут тебе, что запад – это восток, а день – это ночь». Запад всегда запад, а восток всегда восток. День – это день, ночь – это ночь.

Но когда рав приходит и указывает идти направо, на север. Напротив него стоит человек – и он начинает идти направо со своей точки зрения, то есть – на юг.

Рав ему говорит: я не это имел в виду, тебе нужно идти на север. А тот упрямится: рав, вы сказали идти направо, а у меня с правой стороны – юг. Тогда рав отвечает ему: юг у тебя справа потому, что ты стоишь наоборот! Встань, как я, и у тебя справа будет север!

Конечно же, это лишь пример. Почему не понимают великих мудрецов, почему действуют вопреки их указаниям, почему высказывают противоположные точке зрения мудрецов мнения, и критикуют? Все следует из того факта, что стоят напротив них – против них, вместо того, чтобы стоять рядом с ними, в том же направлении!

До чего это доходит?

Расскажу вам. Как-то раз я встретил рава Шалома Швадрона, и он рассказал мне: «Послушай, что сказано в трактате Швуот (6б): Рава хотел привести пример. Он сказал: на что это похоже? На царя Персии и римского императора.

Спросил рав Папа: “Кто из них важнее?” Ответил он ему: “Ты что – живешь в лесу, что не знаешь? Ведь сказано в книге Даниэля (7:23): “И проглотит всю землю и растопчет ее””. Сказал раби Йоханан: “Это злодейское царство Рима, чье влияние распространилось по всему миру”.

Пишет Раши, что рав Папа задал этот вопрос, поскольку Рава вначале упомянул персидского царя, а потом – римского. А Рава сказал так из опасения, поскольку персидский царь правил в том месте, и уже наложил на Раву большой штраф.

Отсюда мы учим две вещи. Во-первых, что каждому, кто не живет в лесу, в отшельничестве, известно, что римское царство распространилось почти по всему миру. Однако в тот момент, когда Рава упомянул персидского царя первым, рав Папа устрашился: может быть, я стою “наоборот”, и должен исправить себя в соответствии с позицией моего рава [он был учеником Равы].

И вторая вещь. Даже то, что известно всему миру, не обязательно является верным.

Как узнать, что это-таки правильно? Когда есть стих Торы, подтверждающий это [о владычестве Рима был стих у пророка Даниэля]».

[В этом деле поражает взгляд мудрецов, который весь – чистая Тора. Сказано в трактате Брахот (40а): «Нет ничего, что приводит человека к плачу (т. е., к страданиям и бедам), кроме вина, как сказано: “И выпил вина и опьянел” (Берешит, 9:21; см. там продолжение событий и в объяснении Раши)». Казалось бы, зачем нужно приводить в доказательство Ноаха, что, в их поколении не было пьяниц? Но о Ноахе – есть глава Торы!

В трактате Йома (29а): «Откуда мы знаем, что солнце рассылает лучи во все стороны? Потому, что сказано: “Руководителю (левитов) на (музыкальном инструменте) аелет а-шахар” (букв. утренняя лань). Как эта лань – ее рога разветвляются, так и заря освещает во все стороны». Да ведь наши глаза видят, что это так! Но истинную реальность мы постигаем из Писания!

Раши в Берешит (18:5) приводит стихи из Торы, Пророков и Писаний, что хлеб насыщает сердце человека. Кто этого не знает, кто не ощущал на своем опыте? Верно. Но абсолютная истина выясняется, когда есть стих!]

Известно, что однажды автор «Хелкат Йоав» рав Йоав Йеошуа Вайнгертен вывел новое правило в законах Шаббата, и написал об этом своему учителю, адмору из Сохачева, автору «Иглей Таль» и «Авней Незер», который не принял это правило.

Когда он пришел навестить рава, тот сказал ему: «Ну?»

Мудрому человеку достаточно намека, и великий ученик ответил: «Я принимаю ваше мнение, рав». Адмор из Сохачева спросил: «А что ты думаешь в сердце?» Рав Вайнгертен признался: «В сердце я считаю, что я прав». Адмор аж встал со своего места, и взволнованно воскликнул: «Это называется “страх перед учителем, как страх перед Небесами?!”»

Если рав высказал противоположное твоему мнение – ты обязан «выпрямить» себя в соответствии с ним. А не думать, что рав ошибается, но ты сдерживаешься, и не споришь с ним.

[Прим. Ред. Подобная история была с нашим учителем равом Элазаром Менахемом Шахом. Он опубликовал свое открытие в Торе, после чего получил письмо от Хазон Иша, опровергающее его. После этого рав Шах отказался от своего открытия.]

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=74614