Ваэтханан — Кто служит идолам?

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3604

Недельная глава Ваэтханан

«Чтобы не развратились вы и не сделали себе изваяния» (Дварим, 4:16).

В книге Дварим мы встречаем великое множество предупреждений против служения идолам, но, возможно, именно в главе Ваэтханан их больше всего.

В наше время столь настойчивый призыв выглядит, мягко говоря, преувеличенным. Практически никто из людей сейчас не заинтересован в том, чтобы служить изваяниям. Честно говоря, для нас странно само упоминание того факта, что когда-то люди испытывали сильное влечение к поклонению идолам.

На самом-то деле, наше непонимание и отсутствие интереса к служению идолам не имеет ничего общего ни с высшим образованием, ни с повышением общего уровня культуры. Аншей Кнессет а-Гдола (Мужи Великого Собрания), 120 величайших мудрецов собрались во времена Второго Храма, чтобы обсудить проблему идолопоклонства. Они пришли к выводу, что склонность к служению идолам настолько сильна, что человеку чрезвычайно сложно в одиночку этому противостоять. Талмуд (Йома, 69б) рассказывает о том, как Аншей Кнессет а-Гдола постами и молитвами исторгли дурное начало, склоняющее людей к идолопоклонству, и уничтожили его.

Если нам все еще непонятно, что особенно сильного было в тяге к служению идолам, Талмуд рассказывает дальше о том, как Аншей Кнессет а-Гдола, воодушевленные успехом по уничтожению тяги к идолопоклонству, решили изжить склонность к еще одному пороку, а именно – к разврату.

Однако, когда мудрецы исторгли склонность к разврату, вдруг стало понятно: если они полностью это уничтожат, то почти все живое, включая человека, перестанет размножаться, – и им пришлось вернуть это влечение, лишь немного повредив его.

Мы имеем некоторое представление о том, в каком состоянии находится страсть к разврату в нашем мире – и, исходя из этого, мы можем понять слова мудрецов о том, что некогда не меньшее желание люди испытывали к служению идолам.

Однако тут возникает вопрос: мы читаем о том, какую работу проделали наши мудрецы по искоренению идолопоклонства. Зачем же Тора продолжает нас предостерегать от него? Не устарело ли это, став ненужным и неактуальным?

Мудрецы говорят, что некоторые из нас довольно близко подходят к идолопоклонству – в нашем поколении. Так, Талмуд (Шаббат, 105б) говорит, что человек, который злится настолько сильно, что выходит из себя, рассматривается как служитель идолам!

Царь Давид сказал: «Не будет у тебя [дословно: в тебе] бога чужого» (Теилим, 81:10). Талмуд спрашивает, какой чужой бог может быть в самом человеке? И отвечает: йецер а-ра, злое начало.

Чтобы понять, что говорит нам Талмуд, разберем подробнее механизм того, как человек впадает в ярость. Например, господин А. приходит домой утром из синагоги в Шаббат и видит, что стол еще не накрыт к кидушу и трапезе. Он обращается к жене с критикой: почему ты не приготовила все вовремя?

Жена понимает, что сейчас – не лучшее время для препирательств, поэтому молча ускоряет свою подготовку, и вскоре вся семья садится за стол. Во время трапезы дети немного расшалились, так что господин А. прикрикнул на них: почему вы так шумите?

Дети притихают ненадолго, но вскоре забывают о папином замечании и начинают громко смеяться и шутить. Господин А. переходит на крик, его лицо краснеет от злости: «Я требую тишины! Еще хоть звук, и вы вылетите из-за стола!»

Что произошло на самом деле? Дети вели себя естественно для их возраста и не выходили за рамки принятого в семье. Почему реакция господина А. была настолько резкой?

Проблема в том, что господин А. уверен, что самая большая ценность в жизни – в том, чтобы за ним всегда оставалось последнее слово. Он не выносит того, кто не падает ниц перед его авторитетом; другими словами, он хочет (и требует) поклонения самому себе.

Господину А. не приходит в голову задуматься на секунду о том, что Всевышний распорядился так, чтобы их трапеза началась на 10 минут позже – это дало ему время, например, немного передохнуть после прогулки из синагоги и прочитать несколько слов на тему недельной главы. А дети – тоже по воле Всевышнего – на то и дети, чтобы играть и радоваться жизни, вместо того чтобы сидеть с постными лицами и молча жевать свой кусок халы. Он требует тишины! Он требует, чтобы его еда была подана вовремя! А ведь возможно, что все началось гораздо раньше: например, габай в синагоге вызвал его к Торе не третьим, а шестым. А возможно, кто-то поприветствовал господина А. с меньшим почтением, чем тот рассчитывал… Как бы то ни было, единственная ценность в глазах господина А. – это он сам.

Этот пример можно «усовершенствовать». Каждого человека можно «задеть» за что-то свое, но, согласитесь, у каждого из нас есть «любимая мозоль», и стоит кому-то на нее надавить, как мы тут же теряем контроль и выходим из себя.

Возможно, хотя у нас отняли страсть служить маленьким деревянным фигуркам, мы все еще склонны преклоняться перед самым главным божеством – перед собственным дурным началом. И если в момент, когда задето самолюбие, человек способен забыть про все на свете в приступе ярости, то он – прислужник идола, но никак не слуга Всевышнего.


http://www.beerot.ru/?p=17170