Экев — Ман — испытание изобилием

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3915

Недельная глава Экев

«Тот, Кто питал тебя маном в пустыне … чтобы испытать тебя» (Дварим 8:16).

Все знают, что жизнь полна испытаний. Сама наша жизнь – испытание! Мы тяжело трудимся, зарабатывая на пропитание, нам непросто растить детей, восстанавливать общины… Ничего не приходит само, и испытание состоит в том, чтобы справляться с трудностями как можно лучше.

А теперь представьте, что наша жизнь будет состоять из сплошных подарков. Мы вдруг перестали бы беспокоиться о том, чтобы выплачивать ссуды или покупать детям новые ботинки. Что может быть прекраснее?! Представьте, что все, абсолютно все, что нам нужно, буквально сваливалось бы на нас – как ман в пустыне? Стали бы мы считать это испытанием? Напротив, мы бы сказали, что это – настоящее благословение! Однако Тора говорит обратное.

Не успели евреи выйти из Египта, как уже начали жаловаться (Шмот, 16:3): «Почему мы не умерли от руки Г-спода в земле египетской, когда мы сидели у горшка с мясом, когда мы ели хлеб досыта; теперь ты привел нас в пустыню, чтобы уморить голодом».

Всевышний ответил (Шмот 16:4): «Вот Я дождем ниспошлю хлеб с небес. И выйдет народ и соберет, сколько нужно на день, чтобы Я испытал его».

Комментаторы Торы задают вопрос: что это за испытание такое? Что может быть лучше и приятнее, чем получать все – абсолютно все, что нужно для жизни, прямо на порог дома, каждый день? Это не называется испытанием, это, скорее, благословение!

Раши объясняет, что Всевышний подразумевал особые законы о мане. Как известно, ман нельзя было хранить до следующего дня. Исключение – пятница, когда каждый должен был собрать достаточно мана на два дня (включая Шаббат). Такой порядок был неизменен. В этом и заключалось испытание: будут ли евреи соблюдать законы мана, как сказал Всевышний?

Об испытании также говорится в главе Экев: «Тот, Кто питал тебя маном в пустыне … чтобы испытать тебя». Сфорно объясняет, что испытание было в том, чтобы проверить, будут ли евреи следовать Торе – когда им не надо было больше заботиться о пропитании.

Изобилие без всяких усилий – опасная вещь! Такое изобилие приносит с собой огромное количество свободного времени и безделья. Что мы будем делать с этим свободным временем, чем займем его? Решим ли мы «убить время» с помощью запрещенных вещей? В этом суть огромного испытания маном.

Всем нам известно испытание бедностью. Мы наслышаны (а некоторые, к сожалению, успели испытать на себе) испытания и невзгоды, которые выпадают на долю бедняков. Однако, говорит Сфорно, опасность исходит и от изобилия! На человека, наделенного богатством, ложится огромная ответственность. Это – испытание маном, и ему подвергаются многие евреи в наше время.

«Ховот а-Левавот» пишет в главе «Шаар а-Битахон», что одна из причин, почему люди, в отличие от птиц и животных, должны прилагать большие усилия для того, чтобы добывать себе пропитание, – это необходимость властвовать над дурным началом, йецер а-ра. Если бы у нас было слишком много свободного времени, мы бы не смогли устоять перед ловушками, которые расставляет перед нами Сатан. А пока мы должны поддерживать себя и близких материально, мы или слишком заняты, или слишком устаем для того, чтобы гнаться еще и за сомнительными удовольствиями. Однако даже в таком состоянии от нас требуется некоторая работа для того, чтобы подавить в себе неподобающие желания

Магид из Межерича как-то сказал, что перед лицом испытаний, болезней или смертельной опасности, не дай Б-г, – все становятся религиозными. Все находят путь в синагогу. Все молятся с большой каваной и читают Теилим со слезами на глазах. В такой ситуации никто даже не думает дважды, перед тем как дать цдаку! Однако, когда все становится хорошо, когда жизнь идет своим чередом, без бурь и потрясений, так же ли часто люди задумываются о Творце?


http://www.beerot.ru/?p=17335