Взлет и падение Эсава — Афтара главы Ваишлах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1947
падение эсава

В афтаре недельной главы Ваишлах практически во всех общинах Израиля принято читать всю книгу пророка Овадьи, состоящую из одной главы (1:1-21).

Связь афтары с недельной главой

В афтаре говорится о падении царства Эдома за то, что оно всегда преследовало сыновей Яакова. Это напоминает события недельной главы, в которой рассказывается о непростых отношениях Яакова с Эсавом («Левуш», «Шулхан Арух», «Орах Хаим», §669).

Содержание афтары

В недельной главе рассказывается о том, как, возвращаясь в Святую землю, Яаков был вынужден настолько смириться с присутствием Эсава, что даже называет его «господином», а себя «его рабом»: «…так скажите господину моему Эсаву: так сказал раб твой Яаков» (Берешит, 32:4).

Как известно, поступки праотцов являются прообразом того, что случится в будущем с их потомками.

Подобно прародителю, потомки Эсава будут стараться нанести ущерб потомкам Яакова на протяжении всей истории. Как только евреи начнут совершать свои первые шаги в роли полноценного народа, им навстречу сразу выйдет Амалек, внук Эсава, чтобы нанести первый тяжелый удар. Позже, спустя сорок лет, вновь на их пути встанет Эдом, не позволивший пройти через его территорию. А после того, как народ Израиля поселится в Святой земле, на южной границе с Эдомом редко будет спокойствие. Разрушение Первого Храма не обошлось без участия жителей Эдома, с радостью оказавших активную помощь вавилонянам. А Второй Храм разрушит Римская империя, у истоков которой также стояли потомки Эсава.

Противостояние между Эсавом и Яаковом продолжается по сей день. Оно будет продолжаться вплоть до полного и окончательного Избавления.

Пророчество Овадьи, ставшее неотъемлемой частью священных писаний, состоит всего из одной главы. Сам Овадья был праведным гером и происходил из Эдома. Сказал Всевышний: «Пусть придет Овадья, который родился и жил среди двух нечестивцев – Ахава и Изевели, но не стал учиться их дурным поступкам, и взыщет с Эсава, который родился и рос среди двух великих праведников – Ицхака и Ривки, но так и не почерпнул от их праведности».

Овадья говорит об участи Эдома. От становления Эсава, когда он только начинал свой путь, и до времени, когда он превратился в один из главных источников зла против народа Израиля. Пророк рассказывает нам о том, как постепенно усиливался Эсав, превратившись в одну из сильнейших империй мира — вплоть до того, как она будет повергнута во время последнего Избавления.

«Малым сделал Я тебя среди народов, презрен ты очень» (Овадья, 1:2).

Пишет Раши: несмотря на то, что отец и мать называли Эсава старшим сыном, в глазах Всевышнего он считается меньшим. А мудрецы трактуют так: «малым» – потому что не было у Эдома собственного языка и собственной письменности; «презренным» — потому что не было у них настоящей царской династии (см. Авода Зара, 10а).

В конце главы Ваишлах приводится список царей Эдома, которые правили еще до того, как в Израиле появились свои цари.

Среди перечисленных имен восьми царей нет ни одного, который бы унаследовал престол от своего отца. Некоторые комментаторы утверждают, что отсутствие единой царской династии было результатом общей договоренности. Ведь избрание царя народом или правящей элитой исключает ситуацию, когда бразды правления могут оказаться в руках непригодного для этого наследника. Если так, то возникает вопрос: почему же наши мудрецы воспринимают отсутствие единой царской династии как нечто позорное? Ведь страна, где на роль царя избирается лучший, только выигрывает от этого?

Подобный подход к избранию лидера безусловно логичен, и даже напрашивается сам по себе. Однако верен он лишь отчасти. Говорится в трактате Мегила (13 б), что когда Всевышний наделяет человека величием, то это становится не только его наследием, но и наследием его сыновей и последующих потомков. И это высказывание наших мудрецов хорошо объясняет ущербность ситуации, когда по-настоящему великий царь не в состоянии оставить после себя достойного наследника. Ведь это является показателем того, что пусть этот царь и добился успеха в силу обладания множеством достоинств, однако неспособность привести в мир достойного наследника говорит нам, что за ним не стоит Всевышний, Который любит и поддерживает его.

Поэтому наши мудрецы столь категорично высказываются о ничтожестве Эдома, который никогда не получал поддержку Творца, что нашло выражение в отсутствии царской династии.

Сказано в «Берешит Раба» (63:8), что когда пророк Шмуэль встретил Давида и увидел, что он «красноват» (рыжий), то подумал, что и этот будет проливать кровь, подобно «красному» Эсаву. На что ответил пророку Всевышний: «Ты верно заметил – он красный. Но с красивыми глазами». Поясняют комментаторы, что глаза — намек на мудрецов Санедрина. Ведь они являются «глазами», которыми народ Израиля смотрит на мир. Да, Давид прольет много крови, но это будет по указанию Санедрина, и это будет кровь врагов Израиля и Всевышнего. Всю свою жизнь Давид будет движим лишь одним желанием — выполнить волю Всевышнего. В своей склонности к кровопролитию Давид действительно схож с Эсавом. Однако тот факт, что его действия будут согласованы с мнением мудрецов Торы, противопоставляют его поступки поступкам Эсава.

О царстве Давида сказано, что в своем расцвете оно было подобно царству Всевышнего на Небесах (Маараль, «Нецах Исраэль» гл. 32).

И здесь, на земле, это царство обладало настоящим величием. Причина — не в великих военных победах или огромных подвластных Израилю территориях. Величие царства Давида выражалось в том, что он смог основать династию, которая правила Израилем десятки поколений, и которая до конца дней остается единственной ветвью законных царей, ветвью, от которой произойдет Машиах. И именно этот факт указывает на то, что это царство является царством Всевышнего.

А Эдом, хотя его потомки и смогли основать Римскую империю (возможно, могущественнейшую из всех существовавших в истории человечества), никогда не имел единой царской династии. А это означает, что никогда они не были желанными перед Всевышним, что напрочь лишает их любых почестей.


http://www.beerot.ru/?p=48427