Беаалотха — Менора – проводник святости

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1258
чудо открытое и скрытое

Недельная глава Беаалотха

«Говори Аарону и скажи ему: когда ты будешь зажигать светильники, то на лицевую сторону меноры да светят эти семь светильников» (Бемидбар, 8:2).

Менора – свет пророчества

Ибн Эзра приводит пояснение причины соседства стиха, завершающего главу Насо: «И когда Моше входил в шатер откровения, чтобы говорить с Ним, слышал он голос, говоривший ему над покровом, что на ковчеге [завета], между двумя керувами, и Он говорил ему» (Бемидбар, 7:89), и темы зажигания меноры, с которой начинается следующая глава — Беаалотха. Стих из главы Насо говорит о пророчестве, которое Моше получал в шатре откровения, а следующие стихи учат нас тому, что, как менора зажигалась ночью, так и Моше получал пророчества как днем, так и ночью.

Однако Рамбан оспаривает мнение Ибн Эзры, приводя сказанное в мидраше «Мехильта» (Бо, 1), что Творец разговаривал с Моше только днем. А основанием такого утверждения послужил стих: «И сказал Он: слушайте слова Мои: если и есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним; не так с рабом Моим Моше» (Бемидбар, 12:6-7). То есть Рамбан утверждает, что Моше отличался от всех пророков тем, что он всегда получал пророчество наяву и никогда – во сне. Соответственно, менора, которую зажигали ночью, не может намекать на пророчество Моше.

И все же многие комментаторы пишут, что свет меноры связан со светом пророчества. Так, например, Радак, комментируя стих: «И светильник Б-жий еще не погас, а Шмуэль лежал в храме Г-споднем, где ковчег Б-жий» (Шмуэль 1, 3:3) говорит, что хотя речь идет о светильнике меноры Мишкана в Шило, однако здесь имеется в виду и свет пророчества.

Ковчег завета – источник высшего уровня пророчества

Приводится в книге «Аводат а-Кодеш», что причиной отсутствия пророчества во Втором Храме было отсутствие ковчега завета. Именно ковчег являлся тем каналом, через который снисходило духовное изобилие на Израиль, а Шехина Творца пребывала между керувами. Правда, это мнение вступает в противоречие с утверждением, что менора являлась источником пророчества. Но это противоречие разъясняется следующим образом. Ковчег и менора представляли собой два разных проявления святости в этом мире. Ковчег со скрижалями завета является корнем и главным источником Торы и святости Творца. На иврите Ковчег звучит как арон (ארון), потому что из него проистекает ор (אור) — свет Торы. Менора, в свою очередь, является проводником внутреннего света Торы и святости Творца, но она не доносит до нас всей глубины этой святости, а раскрывает нам лишь более внешнее ее проявление.

Это объясняет известное высказывание, что ни один из существовавших пророков не достигал уровня пророчества Моше. Ведь все пророки получали пророческий дух от меноры, а Моше — непосредственно от ковчега завета, как сказано: «И буду Я открываться тебе там и говорить с тобою поверх крышки, из среды двух керувов, которые над ковчегом откровения, обо всем, что буду заповедовать через тебя сынам Израилевым» (Шмот, 25:22). А «Бааль а-Турим» даже находит намек на это в самом стихе. Если взять первые буквы трех слов: מבין שני הכרבים («между двумя керувами»), то из них получится имя Моше – משה.


http://www.beerot.ru/?p=51600