Блага земли — Афтара главы Дварим

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2266

 В афтаре недельной главы Дварим читают отрывок из книги Йешаяу (1:1-27).

«Если захотите (внять Мне) и послушаетесь, (то) будете вкушать блага земли; Если же откажетесь и воспротивитесь, то будете пожраны мечом, – ибо (так) изрекли уста Г-спода» (Йешаяу, 1:19-20).

Радак поясняет эти стихи в соответствии с простым пониманием: будете выполнять волю Всевышнего – будете вкушать блага земли. Не будете выполнять Его волю – не только не будете вкушать блага, а наоборот, будете «пожираемы мечом».

В трактате Кидушин (62а) также разбирается смысл сказанного в этих стихах. Говорится там, что не сказано в стихе בחרב (ба-херев) – мечом, а сказано просто חרב (херев) – меч. То есть, не мечом вы будете пожираемы, а будете поедать меч (еда ваша будет подобна мечу). Поясняет Рава: если Всевышний лишит вас благословения, то будете питаться грубым ячменным хлебом, а приправой к нему будет соль и лук. А о такой еде говорят мудрецы, что грубый хлеб с солью и луком тяжелы для желудка, словно лезвие меча.

Понятно, что когда идет речь о благословении, говорится об изобилии. Однако не совсем ясно, почему, когда речь идет о бедах, Всевышний посылает наказание мечом. В соответствии с объяснением, которое предлагает Талмуд, это выглядит так: есть благословение – есть еда, нет благословения – нет еды. То есть в полной мере работает принцип «мера за меру». Но в соответствии с буквальным пониманием стиха, когда речь идет о врагах, приходящих в твой удел с мечом войны, требуется пояснение. Где здесь принцип «мера за меру»?

Возможно, слова Рамбана в комментарии к недельной главе Ахарей Мот помогут найти ответ на наш вопрос. Говорит Тора (Ваикра, 16:8): «Жребий другой – для Азазеля». Комментирует Рамбан: «Азазель – это высокий горный утес, отвесная кремнистая скала, ведь сказано: “И понесет на себе козел все провинности их в страну обрывов” (Ваикра, 16:22). Так комментирует Раши. И в сборнике мидрашей «Торат Коаним» толкуют: “Для Азазеля – к отвесному горному утесу”…

И вот, раби Авраам (Ибн Эзра), верный духом, скрывает тайну, а я… разглашаю ее, потому что ее уже раскрыли наши наставники во многих местах. В сборнике мидрашей “Берешит раба” толкуют: “И понесет на себе козел (הַשָּׂעִיר – а-саир)…” (Ваикра, 16:22) – это Эсав, о котором сказано: “Но мой брат Эсав – волосатый (שָּׂעִיר – саир)” (Берешит,27:11).

…Однако Тора совершенно запретила принимать их в качестве божеств и служить им. И все же Святой, благословен Он, повелел отсылать в Йом Кипур козла в пустыню ксару (высшему ангелу), властвующему над пустынными местами. Эта власть как раз соответствует его «призванию», ведь его сила сеет опустошение и разрушение. И он властвует над звездами и планетами, предвещающими кровавые войны и распри, раны и повреждения, разделение и разрушение – и, в частности, он является душой планеты Марс (Маадим). А его доля среди народов – потомки Эсава, народ, живущий мечом и несущий войны, а среди животных – козлы и козы. Его уделом являются также демоны (шедим), которых наши наставники называют мазикин (вредителями). А на языке Писания они зовутся שְּׂעִירִם (сеирим), ведь его и его племя тоже называют שֵׂעִיר (Сеир)…»

Из слов Рамбана следует, что слово меч (херев) происходит от слова хурбан – разрушенное и опустошенное место, и что это имеет отношение к сущности Эйсава, наследием которого является разрушительный меч войны. Поэтому разруха и отсутствие пропитания часто имеют прямую связь с мечом.

Эсав

Сказано у пророка Малахи (1:3): «Но возлюбил Я Яакова. А Эсава возненавидел Я, и сделал горы его пустошью, и удел его – (жилищем) шакалов пустыни». Говорят комментаторы, что земли Эсава называются горы Сеир, поэтому их страну и их города пророк называет горами Эсава. Но города их не похожи на города Израиля, потому что когда будут они (потомки Эсава) изгнаны из своей страны, то больше никогда не вернуться в нее. А города их навечно останутся покинутыми, и лишь шакалы будут обитать среди их развалин. Об этом говорит и благословение Ицхака своему сыну Эсаву: «И мечом (בחרבך) твоим ты будешь жить …» (Берешит, 27:40). Но сказано там также: «…и брату своему будешь служить…». Когда у меча Эсава нет власти над Яаковом? Когда дома учения наполняют голоса изучающих Тору! Но если это не так, то Эсав с мечом побеждает: «…но когда вознегодуешь, то свергнешь иго его ты со своей шеи».


http://www.beerot.ru/?p=16994