Ваигаш — Стать проводником Шехины

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1274
проводником Шехины

Недельная глава Ваигаш

«Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда; потому что для сохранения жизни послал меня Б-г пред вами» (Берешит, 45:5).

История о продаже Йосефа и его становлении в Египте всегда вызывает немало вопросов. Вот, например, почему Йосеф не попытался сообщить отцу о том, что он жив, когда достиг величия и получил немалую свободу действий?

Чтобы разобраться с этим вопросом, нам потребуется обратить внимание на другие проблемы, возникающие при изучении этой темы. Когда фараон попросил пояснить содержание снов, зачем Йосеф стал давать советы? Разве его позвали ради советов? И еще. Зачем Йосеф, уже находясь у власти, переселил все население Египта, да еще потребовав от них насильственного обрезания? Какая польза может быть от того, что идолопоклонники совершат обряд, который вообще не является для них заповедью? Ведь нигде не сказано, что хоть кто-то из египтян прошел гиюр.

Сказано в книге «Зоар» (192:2), что Йосеф был послан Небесами в Египет для того, чтобы подготовить почву для прибытия туда Яакова с семьей.

И Йосеф выступал там в роли «колесницы» Всевышнего, на которой прибывала Его Шехина.

И поскольку не все еще было готово, преждевременный приход Яакова в Египет мог ускорить погружение их в нечистоту этой страны. Ведь потом Всевышний поспешил вызволить евреев из египетского плена, только бы они не успели опуститься до пятидесятой степени нечистоты. И все это потому, что Египет являлся наиболее духовно-нечистым местом на всей земле, как говорится об этом в мидраше «Коэлет Раба» (1:9).

И поскольку земля египетская считалась наиболее духовно загрязненным местом, она была выбрана на роль «плавильной печи» для народа Израиля, где влияние внешней среды будет особо сильным, а процесс очищения от духовных шлаков будет наиболее эффективным.

Вот и устроил Всевышний так, чтобы сыновья Яакова спустились в Египет, где под воздействием бедности и рабского труда очистились от духовных примесей первородного греха.

Чтобы еврейские души и тела были очищены от примеси яда Нахаша.

Однако при этом Всевышний сделал так, чтобы сыны Яакова не подпадали под влияние небесного покровителя Египта. И чтобы пропитание их зависело не от египтян, а напрямую шло от Всевышнего. Поэтому Всевышний отправил Йосефа в Египет за двадцать два года до того, как Яаков с сыновьями спустится туда.

Чтобы он стал проводником Шехины, распространение которой совершалось двадцатью двумя буквами Святого языка, на котором написана Тора. И чтобы ангел-хранитель Египта не мог похвалиться тем, что сыновья Яакова пребывали там под его покровительством, а стало быть, и под его влиянием. Именно для этого и были посланы Всевышним семь сытых и семь голодных лет, что было не под силу никакому небесному покровителю.

А Яаков с сыновьями пришли в Египет как раз в голодные годы, чтобы не питаться едой, произращенной египетской землей, но только той, что была собрана Йосефом.

Это же объясняет непонятные моменты во сне фараона. Коровы вдруг появлялись не из полей, а из реки, а семь колосьев сытых лет произрастали не прямо из земли, а все на одном стебле, что должно было указать на Б-жественную причину. И тучные, и худые коровы выходили из Нила, что являлось знаком наличия воды в реке даже в голодные годы. А причиной благоденствия и неурожая явно являлся Всевышний, а не естественные причины. Также и семь колосьев, произрастающих на одном стебле, пришли подчеркнуть единство Творца, и что спасение Египта передано Небесами в руки одного человека (одного стебля) – Йосефа.

Поэтому и сказал Йосеф, что необходимо назначить такого человека, который будет подходить на роль проводника Б-жественного изобилия. А назначение на эту роль человека, не имеющего отношения к Всевышнему, может повлечь за собой непоправимые последствия.

Насильственное же переселение и обрезание всех египтян также было связано с подготовкой условий нормальной адаптации семьи Яакова. Переселение с насиженных мест было сделано для того, чтобы разрушить созданные каналы, по которым жители земли египетской подпитывались духовной скверной. А требование совершить обрезание имело целью ослабить влияние сил разврата, свойственных той земле.

Вышеприведенные пояснения дают нам возможность понять, почему Йосеф не сообщал отцу о себе на протяжении двадцати двух лет.

Ведь он был занят важным делом – ослаблением влияния сил небесного покровителя Египта и распространением Шехины. А если бы он сообщил отцу о себе, то Яаков мог бы предпринять попытку спуститься в Египет. А для этого еще не были готовы все условия. С другой стороны, и отец мог обязать Йосефа прийти в землю Кнаана на основании заповеди уважительного отношения к родителям. А разве можно было отложить выполнение столь важной задачи, от которой зависело будущее всего народа Израиля.

(по книге «Торат Моше» рава Моше Альшеха)


http://www.beerot.ru/?p=48603