Ки Теце — И возьмешь пленника

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1435
пленника

Недельная глава Ки Теце

«Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Г-сподь, Б-г твой, предаст их в руку твою, и возьмешь пленника» (Дварим 20:1).

В начале стиха идет речь о многих врагах. И если говорится о войне со многими врагами, то было бы правильнее написать, что после победы будут многочисленные пленники. Однако в конце стиха упоминается слово «пленник» в единственном числе. Почему?

И взывали во весь голос

«И встали на ступени левитов… и взывали к Г-споду, Б-гу их, во весь голос» (Нехемия 9:4). О чем взывали левиты во весь голос? Просили, чтобы Всевышний дал им власть над той частью йецер а-ра, которая подталкивает их к служению идолам.

В трактате Йома (69б) рассказывается о том, как мужи Великого собрания смогли получить у Всевышнего право на то, чтобы уничтожить ту часть дурного начала, которая подталкивала евреев к поклонению идолам. Обратились мудрецы к Творцу: «Дурное начало, влекущее к идолопоклонству, из-за которого был разрушен Первый Храм, погибли праведники, а народ был уведен в изгнание, — до каких пор оно будет среди нас? Ведь оно существует лишь для того, чтобы мы могли получать награду, побеждая его. Не хотим мы иметь с ним дел, и не хотим такой награды». Тогда с Неба упала записка, в которой было написано: «Истинно». Так Всевышний подтвердил Свое согласие с мнением мудрецов. Мужи Великого собрания постились три дня и три ночи, после чего им было дано право избавиться от влияния этой разновидности дурного начала. И когда увидели, что из Святая святых удалился образ молодого огненного льва, то поняли все, что эта часть дурного начала аннулирована.

Увидев, что пришло время благоволения, решили мудрецы не останавливаться на достигнутом. Они попросили у Всевышнего, чтобы им было дано право расправиться со второй частью дурного начала, подталкивающей людей к разврату. И на этот раз Всевышний ответил согласием на просьбу мудрецов. Однако дурное начало разврата предупредило мудрецов, чтобы они не спешили уничтожать его. Ведь если оно будет уничтожено, то жизни на земле придет конец. Посадили его «под арест» на три дня и решили посмотреть, что же будет с миром. Оказалось, что за эти три дня курицы не снесли ни одного яйца, потому что особей противоположного пола не влекло друг к другу. И тогда поняли мудрецы, что если уничтожить дурное начало разврата, то человечеству придет конец. Что же сделали? Ослепили его на один глаз и отпустили. С тех пор у нормальных людей нет влечения к родственницам. И область испытания этим дурным началом сократилась (Йома, 69б).

Один настоящий враг останется пленником 

Поясняет Хида в «Нахаль Кдумим», что стих, открывающий недельную главу Ки Теце, намекает о том событии, произошедшем в начале эпохи Второго Храма. Ведь главными врагами человека являлись именно два эти проявления йецер а-ра – идолопоклонство и разврат. Поэтому и говорится в стихе о врагах, а не об одном враге: «Когда выйдешь на войну против врагов твоих…». Следующие слова: «и Г-сподь, Б-г твой, предаст их в руку твою…» намекают на то, что Всевышний даст право мудрецам расправиться с обоими проявлениями дурного начала. А на то, что мудрецы откажутся от идеи уничтожения дурного начала разврата, указывает слово «пленника», приведенное в стихе в единственном числе.


http://www.beerot.ru/?p=43022