Недельная глава Пинхас
Во время обрезания произносят следующий текст: «Элияу, ангел завета обрезания (посланник завета)! Вот твое перед тобою».
Каково происхождение этих слов? Разве младенец принадлежит пророку Элияу?
В книге «Зоар» (Ки Тиса, 190а) рассказывается о пророке Элияу, что по пути к горе Синай он прилег в тени дерева ротем (רתם), известного тем, что его угли долго сохраняют жар. Тогда Элияу обратился к Творцу: «Владыка всего мира, когда-то главой народа Израиля была пророчица Двора, которая судила народ, сидя под финиковой пальмой томер [תמר, слова תמר и רתם состоят из тех же букв, только в разном порядке]. И та пророчица смогла пробудить народ Израиля к раскаянию, как сказано: “Не стало открытых селений в Израиле, не стало их, пока не встала я, Двора, пока не встала я, мать в Израиле” (Шофтим, 5:7). А после сказано о Дворе: “Сердце мое – с законодателями Израиля, кто воодушевился в народе: благословите Б-а” (5:9). И вот я, подобно пророчице Дворе, увещевал народ Израиля от Твоего Имени, но мне не удалось побудить их к раскаянию. Поэтому я сижу здесь под деревом Ротем, название которого состоит из тех же букв, что и название дерева Дворы, и взываю к Тебе».
Тогда раскрылся Всевышний Элияу и сказал ему: «Давно, когда тебя знали под именем Пинхас, ты выступил как обвинитель поступка Зимри, сына Салу, осквернившего Мой завет обрезания [этот завет включает в себя запрет не оскверняться запретными связями и т. п.]. До этого ответственность за сохранение святости Моего завета лежала на Моше. Но после того поступка ты стал его хранителем [и поэтому удостоился особого присутствия Шехины], и Моше согласился с этим. Тогда твоя ревность была уместна. Однако теперь (в период правления царя Ахава), когда вся ответственность за сохранение святости Моего завета лежит на тебе, ты не должен был относиться к проступкам народа со всей строгостью ревнителя. Тебе следовало бы отложить гнев в сторону, как это делал Я».
Когда Элияу почувствовал, что Всевышний отнимает у него роль носителя святости завета с Творцом, то решил отправиться на гору Синай в надежде встретить там душу Моше, который поможет ему вернуть утраченное присутствие Шехины.
Но Моше ответил, что не может возвратить Элияу ту привилегию, потому что она больше не находится в его распоряжении. Однако Моше дал пророку совет: пусть Элияу отправляется в место, где исполняется заповедь обрезания. И поскольку заповедь является принятием на себя завета обрезания, то в том месте всегда пробуждается проявление Шехины, ответственное за завет с Творцом. И там всегда можно частично удостоиться присутствия Шехины (которое Элияу потерял).