Хукат — Пепел красной коровы

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1486

Недельная глава Хукат

Общественная жертва в состоянии нечистоты

Сказано в книге Эзры (6:19-21): «И совершили сыны изгнания жертвоприношение пасхальное… Потому что очистились священники и левиты, как один… И ели сыны Израилевы, возвратившиеся из изгнания…». Рав Меир Симха из Двинска в книге «Мешех Хохма» (Беаалотха, 9:2) задает вопрос: в третье главе книги Эзры рассказывается о том, как вернувшиеся в Святую землю с первой группой Зерубавеля возвели жертвенник и, несмотря на то, что само здание Второго Храма еще не было отстроено, начали приносить многие виды жертв. Поясняют комментаторы, что евреи стали приносить почти все праздничные жертвы, кроме одной — пасхальной. Пасхальную жертву они принесли лишь тогда, когда смогли очиститься коэны и левиты. И это странно, ведь существует правило (Псахим, 66б), по которому общественные жертвоприношения, коим является пасхальная жертва (корбан Песах) разрешены, даже когда все присутствующие являются нечистыми.

Так почему же вернувшиеся из изгнания приносили другие общественные жертвы, но не пасхальную? В книге «Мешех Хохма» приводится ряд объяснений, дающих ответ на этот вопрос.

Как уже говорилось, общественная жертва может приноситься даже теми, кто находится в состоянии нечистоты. Животных для жертв приобретали, в том числе, на средства, поступавшие из общин диаспоры (Шкалим, гл. 3). Однако не исключено, что пасхальная жертва должна была приноситься от имени общины Израиля. Это и могло создать препятствие для ее приношения. Ведь жертва может считаться общественной только тогда, когда она приносится от имени всего народа. А тогда жители земли Израиля представляли лишь небольшую часть от всех проживающих в мир евреев. И только когда Эзра поднялся в Святую Землю и распространил не нее «вторую святость», ее жители стали считаться важнее, чем все общины диаспоры. Что же означает «вторая святость»?

 Святость Земли Израиля

Когда мы говорим о святости Земли Израиля, надо учитывать, что речь может идти о двух отличных друг от друга понятиях. Существует и всегда существовала святость Земли Израиля, которую можно назвать абсолютной. Эта святость является источником заповеди «Проживания в Земле Израиля», а также запрета покидать ее границы (кроме случаев, связанных с исполнением заповедей). Благодаря ей говорят, что каждые четыре локтя, пройденные в земле Израиля, являются заповедью, и что воздух Святой Земли умудряет. Эта святость всегда была, и всегда будет, и ничто не сможет ее аннулировать.

Вместе с тем существует еще одно понятие святости Земли Израиля, наличие или отсутствие которой зависят от человеческого фактора. Наличие ее позволяет нам выполнять заповеди, реализация которых возможна только в Земле Израиля, такие как йовель, шмита, орла, трумот, маасрот, бикурим и другие. Эту «первую святость» установил Йеошуа, войдя и захватив землю Кнаан. Однако действие того «первого освящения» прекратилось с захватом земли Невухаднецаром и началом Вавилонского изгнания.

На каком же основании мы сегодня выполняем многие заповеди, связанные с землей Израиля? Благодаря «второй святости», которую установил Эзра, и которая остается в силе по сегодняшний день. И теперь, в силу «второй святости», на евреев Святой Земли распространяется понятие общины. И не просто общины, а самой важной из существующих в мире еврейских общин, вне зависимости от их количества. Только после установления «второй святости» Эзрой, поднявшимся из Вавилона на шестом году после введения в действие Второго Храма, появилась возможность приносить общественные жертвы даже будучи нечистыми.

Но ведь из стихов (6:19-21) следует, что еще до прибытия Эзры евреи принесли пасхальную жертву в Храме, потому что коэнам и левитам удалось очиститься. Но как?

Неприкосновенный запас пепла красной коровы

Говорится в «Сифри» (гл. Хукат), что пепел красной коровы нужно было делить на три части и хранить в разных местах. Один сосуд с пеплом должен был находиться в хель – сооружении, подпирающем крепостную стену азары как с внутренней, так и с внешней стороны [«…и поверг Он в скорбь вал (חֵל) и стену: сокрушены они вместе» (Эйха, 2:8)]. Эта часть хранилась для будущих поколений. Второй сосуд с пеплом находился на Масличной горе. А третий сосуд был передан несущим службу коэнам, чтобы пользоваться его содержимым по мере необходимости.

Виленский Гаон поясняет, что стены и сооружения Храма были построены из камней настолько массивных, что вавилонянам не удалось разрушить большую часть из них. Они лишь проделали какое-то количество брешей в стенах и подожгли те сооружения, где имелись деревянные элементы. Так обрушилась крыша Храма, в которой сгорела несущая конструкция из кедров. Стены же, в основном, остались целыми, и под ними в целости и сохранности смог сохраниться сосуд с пеплом первой красной коровы. О его существовании и местонахождении сообщил пророк Хагай, который параллельно обучил коэнов законам чистоты и святости, необходимым при жертвоприношениях. Этим пеплом и смогли очиститься все участвовавшие в приношении пасхальной жертвы.


http://www.beerot.ru/?p=52506