Насо — Заповедь — получить благословение

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1562
получить благословение

Недельная глава Насо

«Да благословит тебя Господь и охранит тебя! Да озарит Г-сподь тебя ликом Своим и помилует тебя! Да обратит Г-сподь лик Свой к тебе и даст тебе мир!» (Бемидбар 6:24-26).

Рамбан в комментарии к главе Беаалотха раскрывает нам важность благословения коэнов.

Как известно, Аарон не участвовал в приношениях от глав всех колен, что очень его огорчило. И Всевышний, чтобы утешить Аарона, сказал ему, что его удел куда больше, чем удел глав колен. Приношение жертв, начатое ими, будет продолжаться пока существует Храм, а вот потомкам Аарона достанется куда больший удел. Ведь зажигание меноры, которое осуществляли коэны, продолжится и после разрушения Храма, получив выражение в свечах Хануки.

Также и благословение народа, совершавшееся коэнами в Храме будет продолжаться в синагогах и после его разрушения.

Из слов Рамбана можно понять, что сегодня у нас есть два действия, которые не просто являются напоминанием о служениях в Храме, а представляют собой прямое продолжение двух видов служений. Ханукальные свечи являются прямым продолжением зажигания свечей коэнами в Храме, а благословение народа коэнами, которое было в Храме, также продолжается сегодня во время молитв в синагогах. И в наши дни оба эти служения обладают той же силой и тем же влиянием, что и во времена Храма.

Виленский Гаон утверждает, что благословения коэнов включают в себя все существующие в мире благословения.

Но что не менее удивляет – так это то, что в исполнении этой заповеди принимают участие не только коэны. О чем речь?

В законах «Несиат капаим» (§128) в первом же комментарии пишет «Биур Алаха»: «Сказано в “Сефер харедим”, что благословение народа коэнами является предписывающей заповедью, как сказано: “Говори Аарону и сынам его следующее: так благословляйте сынов Израиля” (там же, 6:23). Евреи молча стоят перед коэнами, всей своей сущностью желая получить благословение Всевышнего. И этим они принимают участие в реализации заповеди…».

По мнению «Сефер харедим» получается, что не только на коэнов возлагается заповедь благословлять народ, но и на народе есть заповедь получить благословение.

Ситуация беспрецедентная и требующая пояснения. Например, есть заповедь дать цдаку, но разве есть у бедного есть обязанность ее принять?! Чем же отличается заповедь благословения коэнов от других заповедей?

Спрашивают в трактате Сота (38б): откуда мы знаем, что Всевышний очень жаждет благословения коэнов? Это учится из стиха: «(Так) да произнесут имя Мое над сынами Израиля, и Я благословлю их» (там же, 6:27). То есть получается, что не коэны самостоятельно благословляют народ. Они являются лишь проводниками благословения Самого Всевышнего, который хочет благословить Свой народ. А если так, то как еврей может оставаться в стороне, когда ему предоставляется возможность как бы исполнить желание Самого Творца!?


http://www.beerot.ru/?p=51166