Насо — Почему коэны благословляют народ?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1277
коэны благословляют

Недельная глава Насо

«Говори Аарону и сынам его следующее: так благословляйте сынов Израиля…» (Бемидбар 6:23).

Почему Всевышний избрал именно коэнов для того, чтобы благословлять народ? Ведь известно, что святость народа Израиля зависит от изучения и знания Торы!? Об этом говорит в стих: «Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Б-гу вашему» (Бемидбар, 15:40). И чем ближе человек к Торе, чем большими знаниями он обладает, тем больше он освящен. Именно такому человеку подобало бы участвовать в благословении народа. Так почему же Всевышний передал эту заповедь не мудрецам Торы, а потомкам Аарона, если приоритеты так очевидны?

Говорится в трактате Сота (386), что право произносить благословение на кубок с вином (во время благословения после трапезы) желательно дать тому, кто обладает доброжелательностью.

Это учится из стиха: «Доброжелательный будет благословен, ибо дал он от своего хлеба бедному» (Мишлей, 22:9). Мудрецы Талмуда толкуют эти слова так: не читай: «Доброжелательный будет благословен», а читай: «Доброжелательный будет благословлять». А Маарша поясняет: именно доброжелательному следует дать право на благословение, потому что воздействие благословения во многом зависит от доброго намерения благословляющего. И Всевышний наделил коэнов правом благословлять народ Израиля, потому что им присуща доброжелательность. Но неужели все без исключения потомки Аарона одинаково доброжелательны, и даже мудрецы Торы не могут с ними в этом сравниться? Конечно, нет.

Маарша открывает для нас важный принцип: очень важно, чтобы благословляющий от всей души желал удачи тому, кого он благословляет.

И в случае с благословением всего народа коэны больше других подходят на эту роль. Почему? Потому что потомки Аарона не имели своих земельных наделов в Святой земле. Источник их пропитания – весь народ, который отдавал им положенные части от урожая и жертвоприношений. Поэтому коэны уж точно были очень заинтересованы в том, чтобы благословение Всевышнего, передаваемое через них, снизошло на народ в самой благоприятной форме.

[Примечание рава Игаля Полищука. Безусловно, на основании слов Маарша можно объяснить еще, почему именно на потомков Аарона возложена обязанность своим служением спустить высшее благо людям. В духовных корнях коэнов заложена большая любовь к людям, как сказано об Аароне, который «любит людей», и как объясняет это Маараль. Коэнам необходима любовь к людям, а без желания нести добро они не могут стать проводниками высшего блага. Источником этого является Авраам. Форма благословения перед тем, как коэны благословляют народ: «…Который освятил нас святостью Аарона и заповедал благословлять Его народ, Израиль, с любовью». Это добавление — «с любовью» — является постоянным напоминанием каждому коэну о заложенной в нем духовной силе и пробуждает эту силу. Кроме того, приведено в наших святых книгах, что атрибутом коэнов является хесед — благодеяние.

Поэтому приведенный выше материал можно объяснить таким образом, что Всевышний добавил коэнам также личную заинтересованность, чтобы даже худшие из них пробудились благословить народ всей душой, а впоследствии в них пробудится любовь и желание нести добро. Ведь совершенно очевидно, что в пустыне коэны не получали даров с земельных наделов. Но большая сила их благословений есть и сегодня, когда они практически не получают ничего.

Все это является уроком для каждого из нас — нужно любить людей и желать им добра, и тем самым стать учениками Аарона, как сказано в первой главе трактата Авот.]


http://www.beerot.ru/?p=51163