Тецаве — Нести на своем сердце весь народ Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1842
хошен нести на своем сердце

Недельная глава Тецаве

«Аарон будет носить имена сынов Израиля на нагруднике (хошен мишпат) для суда, на своем сердце, когда будет входить в Святилище, как постоянное напоминание перед Всевышним» (Шмот, 28:29).

Святые и роскошные одежды, которые надевал первосвященник, исполняя свою службу в Бейт а-Микдаше, содержат чудесные намеки и глубокие тайны строения человеческой души.

Естественным образом одежда отражает душевные качества человека, например, по человеку, который носит одежду талмид хахама, видно, что его основное занятие в жизни – Тора. С другой стороны, тот, кто всю жизнь проводит в безделье и развлечениях, и одевается соответственно.

Получается, что в одежде, которую Тора повелевает носить первосвященнику во время его служения, заложены намеки на то, какой должна быть форма души совершенного человека, стоящего перед своим Творцом и служащего Ему. Мы знаем, что весь народ Израиля назван коэнами: «А вы будете мне царством коэнов и святым народом». Поэтому из одежды коэна мы сможем извлечь уроки, необходимые нам для нашей духовной работы. Здесь мы разберем несколько из них.

В двух местах на одежде первосвященника были высечены имена двенадцати колен Израиля.

О хошен мишпат сказано: «И нес Аарон имена сынов Израиля на хошен мишпат, что у него на сердце, входя в Святилище». Отсюда мы учим, что человек может нести на своем сердце весь народ Израиля – любить и заботиться обо всем народе.

А о шлейках эйфода (на которых держался и хошен мишпат) сказано: «Возьми два камня оникс и выгравируй на них имена сынов Израиля», что намекает нам на то, что человек может нести весь народ Израиля на своих плечах – «держать» весь народ Израиля своим величием в Торе. Здесь речь идет об известных нам «великанах» Торы: святой Раши, о котором говорили: «Если бы не Раши – Тора забылась бы в народе Израиля», Риф и Рамбам, и многие великие мудрецы, которые в каждом поколении несли народ Израиля на своем сердце и на своих плечах.

Мы видим, что имена сынов Израиля, находившиеся на сердце первосвященника, были высечены на двенадцати отдельных камнях, а имена на плечах – были высечены вместе на двух камнях.

Здесь можно найти намек на очень важный практический момент: когда человек обучает многих Торе и Б-гобоязненности, конечно же, здесь речь идет про них вместе. Однако что касается любви, то недостаточно любить весь народ Израиля в целом, нужно любить каждого еврея в отдельности, – таким, какой он есть. На это намекают двенадцать отдельных камней, ведь известно, что двенадцать колен были подобны двенадцати народам, как сказано (Берешит, 35:11): «Народ и собрание народов произойдут от тебя». Как между народами есть существенные и фундаментальные различия качеств и свойств, порой приводящие к ненависти и войнам, так и среди колен Израиля были ссоры и споры.

Поэтому Всевышний повелел, чтобы у каждого колена был свой отдельный святой камень, уникально подходящий ему по своим качествам и оттенкам, и чтобы коэн нес их всех на своем сердце.

Поскольку он должен любить каждого сына Израиля таким, каков он есть, и тем, что особенного в нем, в соответствии с обычаями его общины и его предков, несмотря на существующие различия между общинами. Когда существует подобная любовь к евреям – весь народ Израиля целиком «будет постоянным напоминанием перед Всевышним», и небесные источники изобилия будут открыты для них навсегда.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=50150