Ки Таво — Радость – признак служения Всевышнему

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

607
радость

Недельная глава Ки Таво

«Потому, что ты не служил Г-споду, Б-гу твоему, в радости и с добрым сердцем» (Дварим, 28:47).

Известно, что одна из фундаментальных основ служения Всевышнему – это радость, как сказано в нашей главе «Потому, что ты не служил Г-споду, Б-гу твоему, в радости и с добрым сердцем», а также в Теилим (100:2): «Служите Г-споду в радости».

И на самом деле, кроме того, что радость – это основа и закон служения, что следует пробуждать радость, когда мы служим Всевышнему, более того: радость – это признак истинного служения.

Если человек молится или выполняет какое-то другое служение Всевышнему, и не ощущает при этом радости, это значит, что он на самом деле вообще не занят сейчас служением, потому что это доказывает, что он не знает, Кто Такой Всевышний, и что означает служить Ему. Ведь если бы он знал самый простой смысл Имени Творца, и все добро и милосердие, заложенные в нем, то не мог бы не наполниться радостью.

Это подобно тому, что, если увидишь человека, который идет по улице и поднимает кошелек, в котором есть целое сокровище – он полон золотых монет, а лицо этого человека вовсе не меняется, не расцветает от радости, это явный признак, что он не знает, каково содержимое кошелька.

Так и в молитве, когда человек стоит перед Всевышним, он естественным образом должен наполниться великой радостью, как сказали наши мудрецы («Ялкут Шимони» на Теилим): «Когда ты стоишь и молишься, пусть твое сердце радуется, что ты служишь Б-гу, подобного Которому нет». А если человек не радуется, это доказывает, что он не знает или не обращает внимания на то, что он стоит перед Творцом, а значит, нет здесь служения. Нельзя сказать, что он занят служением, как раб, служащий Г-сподину, если он не знает, Кто его Г-сподин, и что означает стоять перед Ним. Ведь служение Ему – это не практическая заповедь, подобно лулаву, где, как бы то ни было – но лулав у него в руках. В служении Творцу – если человек не делает это с воодушевлением, здесь нет подлинного служения Ему.

Действительно, радость – это не одно из действий души, или случайный ее порыв.

Радость – это фундаментальное качество души, оно в ее природе, когда нет ничего, что мешало бы ей и отклоняло от ее естественного свойства. Ведь душа происходит из высших миров, вся реальность которых – добро, совершенство и наслаждение святостью, и все они пронизаны радостью.

Доказательством этому служат слова наших мудрецов: когда они описывают служение ангелов и всего Небесного воинства, они говорят только о песни, воспевании. Причем песнь этих высших созданий не похожа на то, как человек поет и пробуждает в себе ощущения воспевания, которые преодолевают обычные его чувства. Песнь и радость – это суть ангела, ведь все его существование – это не что иное, как радость и песнь Всевышнему, благословен Он.

То же самое и с человеком. Душа человека, когда она находится в своем естественном состоянии – близости и связи с Всевышним, сама собой возвращается к своему собственному свойству – быть переполненной радостью и ликованием.

Мысли о Всевышнем и исполнение заповеди «Всевышний всегда передо мной» – это и есть близость и связь с Творцом на практике. Как объясняет это Рамбам в «Морэ Нэвухим» (ч. 3, гл. 41), что в это время человек находится с Всевышним, и Всевышний – с ним. И уже сказали мудрецы прежних поколений, что человек находится там, где находятся его мысли. Поэтому, если человек молится и думает о Всевышнем, и говорит с Ним напрямую – он на самом деле в этот момент оставляет этот низменный мир и по-настоящему находится вместе со Всевышним. Он присоединяется к песни ангелов и всех небесных светил, которые, благодаря своей соединенности с реальностью Творца, по сути, являются радостью, песнью и наслаждением.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=74810