Ваера — Молитва – концентрация сил

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1099

Недельная глава Ваера

«И подошел Авраам» (Берешит, 18:23).

«Здесь мы находим подход к войне, к умиротворению и к молитве: все это включено в выражение “и подошел Авраам” – говорить резко, ублажать и молиться» (Раши там).

Мы видим, что здесь упоминаются три способа молитвы, и один из них – это война, а именно – пгиа (упорная, настойчивая просьба). Однако форма молитвы-«войны» — это не только резкие слова, а, скорее, общая идея войны – концентрация абсолютно всех сил на том, чтобы захватить определенную позицию. Ведь на войне всегда есть четкая цель, и невозможно завоевать ее, стреляя во все стороны и не замечая, где находится место, которое нужно захватить. Так не ведут войну. Наоборот, сосредотачивают всю военную мощь на цели и так захватывают желаемое.

Именно такова эта форма молитвы – пгиа: концентрация всех сил человека на определенной теме, за которую он молится, до тех пор, пока он не достигнет своей цели: что его молитва будет услышана, и его просьба будет удовлетворена.

Это и практическая алаха, и важнейший совет каждому человеку, так поступали евреи в каждом поколении: тот, кто желал чего-либо добиться, делал желаемое жизненно важной целью, то, что в народе называют «переворачивать миры», то есть молиться очень много раз, и все – в одном и том же направлении: по поводу того, чего ему нужно добиться. Это совершенно особый вид молитвы.

Мне довелось понять это из того, что видел собственными глазами: одна пара немолодого возраста, оба – с хорошими профессиями, сделали тшуву и начали отправлять своих еще неженатых детей в религиозные учебные заведения. Они добились успеха: их сыновья стали настоящими учениками ешив, и их зять тоже сделал тшуву, а отец семейства начал участвовать в уроках Торы. Однажды я встретил его уже через пять лет после начала их тшувы, и выяснилось, что постепенно он оставил свою работу и стал учиться в колеле, и сейчас он учится весь день, с усердием и большим желанием.

Когда я узнал об этом, то был просто поражен: как произошел такой великий переворот? Подобного этому я еще никогда не видел!

Мы видели молодых ребят, которые, сделав тшуву, начинали серьезно учиться. Но чтобы еврей, который начал учить Тору в возрасте почти пятидесяти лет, бросил все и сел учиться, как молодой аврех – такого я в жизни не видел! Тогда я спросил человека, хорошо знакомого с этой семьей, и он рассказал мне, что произошло. Жена этого еврея упрямо решила, что ее муж должен сесть и учиться. И хотя она сама понимала, насколько это далеко от реальности, и практически не говорила об этом с ним, начала молиться именно об этом изо дня в день и читать множество Теилим, с одной целью: чтобы ее муж стал настоящим знатоком Торы, талмид хахамом. Прошли годы, и постепенно это стало действительностью, как я видел своими глазами: он усердно и с большим постоянством учит весь день Гемару, комментарии Тосафот и ришоним, и не теряет попусту ни одного мгновения!

Этот случай раскрыл мне новое понимание этого вида молитвы, того, что называется на идиш «ойсбитен», то есть безостановочно молиться об определенном деле, до тех пор, пока не получишь желаемое.

Это очень практическая вещь – например, просить об успехах в Торе и Б-гобоязненности, о себе или о ком-то другом, или о воспитании детей – чтобы они выросли Б-гобоязненными, стали мудрецами Торы. Или, скажем, просьба иметь детей, или о заработке – следует выходить на «войну молитвы» днями и ночами, не оставлять ее и не расслабляться, пока Всевышний не сжалится и не даст человеку то, о чем он просит. (Более подробно об этом виде молитвы можно прочитать в книге р. Пинкуса «Врата в мир молитвы» – прим. пер.)

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=55593