Мишпатим — «Я — Б-г, любящий суд»

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1700
мишпатим

Недельная глава Мишпатим

«Вот законы, которые ты дашь им» (Шмот, 21:1).

Тема главы Мишпатим – одна из самых больших тем нашей святой Торы: законы имущественных взаимоотношений между людьми.

Есть люди, даже соблюдающие традицию, которые считают, что раввина нужно спрашивать только в том, что касается законов кашрута, Шаббата, свадьбы или, не дай Б-г, похорон. Однако, когда возникает спор или сомнение в отношении денежных вопросов, человек считает, что решение может принимать он сам, или адвокат, или гражданский суд.

Такая предпосылка недопустима и ложна!

Как в других частях Торы никоим образом невозможно прийти к истине, кроме как через ее законы и установления, данные нам Творцом мира, Который видит все скрытое, – так и в денежных законах. Еврей считает, что сможет добиться справедливости, пользуясь своим собственным разумом? Или через светский суд, основанный на законах Оттоманской империи или Англии? Или посредством того, что заплатит огромные деньги адвокату, который научит его лгать и искажать правду в нужную сторону? Такой еврей наверняка останется далеким от справедливости, и каждый его шаг будет «присвоением чужого» с точки зрения Торы.

Сказано в книге Дварим: «Потому что суд – у Б-га». Судить истинным образом может только Всевышний. И кому Он дал суд? Народу Израиля, как сказано (Теилим, 147): «Его законы и постановления – Израилю». Ни в какой другой системе, кроме Торы Израиля, невозможно найти истину, как сказано (там же): «Не сделал Он так никакому народу, и установлений Его не познают они!»

На самом деле законы финансовых отношений по Торе можно уподобить законам Шаббата.

Как о них нужно советоваться и спрашивать рава постоянно, поскольку они – «горы, подвешенные на волоске», так и о законах финансов – почти в каждом деле требуется понять, согласно мнению Торы, разрешено оно или запрещено.

Приведем пример из повседневной жизни: человек заходит в магазин, и порой случается, что нечаянно роняет какой-то товар, и тот получает дефект. Нужно ли сообщить об этом продавцу и заплатить, или нет?

Или на работе: опоздать на работу – это гезель, или нет? Можно ли взять с работы какие-то мелочи? Можно ли звонить с рабочего телефона по своим делам?

Или, в отношениях между соседями: кто именно должен покрывать битумом крышу, кто должен оплачивать починку трубы, проходящей через все этажи, и даже – кто и в какой очередности имеет право вешать белье во дворе.

Во всех этих делах только великий в Торе и Б-гобоязненности может вынести правильное решение и показать миру истину.

«Я – Г-сподь справедливый» (Йешаяу, 61:8). Всевышний любит такой суд, и любит людей, которые поступают согласно постановлениям Торы. Таких людей можно узнать: они очень следят за тем, чтобы не нанести другим даже малейшего ущерба, они всегда платят свои долги в нужное время, и при любых разногласиях выясняют, каково мнение Торы.

Тем самым они приближают Геулу, как сказано (Йешаяу, 1:27): «Сион судом справедливым будет искуплен».


http://www.beerot.ru/?p=44958