Недельная глава Трума
«Пусть построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них» (Шмот, 25:8).
Пишет великий рав Хаим из Воложина в книге «Нефеш а-Хаим»: «Мишкан и Бейт а-Микдаш включали в себя абсолютно все силы и все миры святости… Все их комнаты, все их сокровищницы и т. п., вся их утварь, — все они были сделаны подобно тому, как устроено все мироздание… Поэтому сказано в “Мидраше Танхума”, что строительство Мишкана был равноценно созданию мира… Все, что было в Творении, было и в Мишкане.
Поэтому говорит Тора о Бецалеле: “И наполнил его дух Всевышнего мудростью, разумением и пониманием (хохма, бина и даат)”, поскольку этими тремя понятиями были сотворены все миры, как сказано: “Всевышний мудростью основал землю, установил небеса разумением”. Поэтому и сказали наши мудрецы: “Бецалель умел сочетать буквы, которыми были созданы небеса и земля”.
Поэтому человек из святого народа, который включает в себя также все устройство мироздания, и все его тайны, тоже подобен Мишкану, Бейт а-Микдашу и всей их утвари, что мы находим в связи его органов, сухожилий и всех его сил. В книге «Зоар» также приводится, что структура Мишкана и его утвари в виде намеков находится в теле человека, в строгом порядке и очередности».
Попробуем понять, что заложено в словах «Нефеш а-Хаим».
Всевышний сотворил мир. Небо и землю, деревья и камни, животных и людей, и миллиарды других вещей. У каждого творения есть определенная форма и программа, которая была заложена в соответствии с его предназначением.
Каково предназначение Творения в целом?
Наши мудрецы раскрывают нам это: «Когда Всевышний сотворил мир, пожелал, чтобы у Него было жилище в нижних мирах, так же, как есть у Него в верхних мирах» («Мидраш Танхума»).
Всевышний пожелал создать себе «дом», место присутствия Шехины, и ради этого как бы построил Себе два жилища: одно – на высочайших уровнях Небес, и это, второе по важности место, построенное, как бы постфактум. Место, где Всевышний изначально желал поместить Шехину – именно внизу, в нашем низменном мире. Это – основная цель создания мира.
Поэтому мир построен именно таким образом: он весь, со всеми его качествами, вплоть до малейших деталей, спроектирован так, чтобы быть местом, подобающим для присутствия Шехины.
И «дом» в высших мирах несмотря на то, что построен «постфактум», тоже обязательно построен точно так же, как и этот низший мир.
Нашими человеческим глазами мы не видим подобие между двумя мирами, высшим и низшим, но наши мудрецы раскрывают нам несколько моментов подобия между ними.
На что это похоже? Если мы спросим: трактор и автомобиль — это одна и та же машина? Человек с поверхностным взглядом увидит перед собой две различные формы.
Но на самом деле – это абсолютно одно и то же, поскольку все основные детали равны. У обоих есть колеса, мотор, двигатель, педали газа и тормоза, сиденья. Есть некие точечные различия: у машины маленькие колеса, поскольку она едет только по дороге, а у трактора – большие и широкие потому, что им пользуются и для поездок по земле и грязи, но предназначение обоих транспортных средств одинаково: ехать, перевозить и т. п.
Объясним идею этого примера: мы видим, что между высшим и низшим миром существует огромное расстояние: «Ведь Небеса выше земли». Это чистая правда. Однако, по сути, у обоих есть одна и та же цель: чтобы Шехина могла раскрыться там. Получается, что в корне, у обоих миров есть одно и тоже свойство.
То же самое – по отношению к Мишкану. У него есть то же самое предназначение: чтобы Шехина могла пребывать там, как сказано: «Пусть построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них».
Само собой получается, что «программа», заложенная в высших мирах, заложена и в Мишкан.
Точно так же и облик еврея. Для чего вообще Всевышний сотворил человека? Для того, чтобы в нем обитала Его Шехина, как сказано: «Мишкан (т. е. место пребывания) Всевышнего, Мишкан Всевышнего они» (Ирмияу, 7), а также – «Пусть построят Мне Святилище, и буду обитать среди них».
Получается, что обязательно должно быть так, что все это – человек, Мишкан, Бейт а-Микдаш, высшие и низшие миры, а также святая Тора, – все это шесть систем, которые, на самом деле – одно и то же. Все обладают одним и тем же свойством.
Евреи, подобные Бейт а-Микдашу
На самом деле, на протяжении поколений, мы видели множество евреев, которые были местом присутствия Шехины, подобным Бейт а-Микдашу.
Я помню, когда был ребенком, мой отец все время говорил о великом раве Барухе Бере Лейбовиче, что Шехина пребывала с ним, его лицо сияло совершенно особым образом, так, что даже неевреи видели это.
Когда рав Барух Бер приехал однажды в Нью Йорк, в его честь в большом зале была устроена церемония, на которой присутствовал мэр города. В процессе церемонии мэр протянул раву Баруху Беру «ключи» города, и сказал: «Этот человек своим существованием опровергает теорию эволюции». Каждый, кто его видел, понимал, что он произошел не от обезьяны.
Я помню также адмора из Сатмара. Как сияло его лицо! Когда он шел по улице, все сбегались посмотреть на него. Это было просто потрясающим зрелищем – видеть его лицо, озаренное светом святости. В Симхат Тора он вдохновенно плясал, несмотря на свои больные ноги. Я слышал от одного из его приближенных, что однажды в Симхат Тора он пришел домой в полчетвертого утра. Рабанит сказала ему: «Тебе нужно хоть немного поспать!» Но когда она вышла из комнаты, ребе встал с постели, позвал юношу, который сопровождал его, и попросил принести Гемару, трактат Хулин, и еще несколько книг, и сел учиться, – с радостью и воодушевлением.
То же самое произошло в истории с раби Шимоном бен Шетахом (когда он купил осла, и потом вернул продавцу бриллиант, найденный им на шее у осла), когда продавец-нееврей воскликнул: «Благословен Б-г Шимона бен Шетаха!» Это деяние совершил не рав Шимон бен Шетах, оно пришло прямо от Б-га.
Это и есть присутствие Шехины на самом человеке. Когда смотришь на него, и понимаешь, что это сияние – от Всевышнего.
Как сказал тот мэр Нью Йорка: очевидно, что такой человек не произошел от обезьяны, он создан Творцом.
Перевод: г-жа Лея Шухман