Бемидбар — Воинство Всевышнего

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1341

Недельная глава Бемидбар

Начало четвертого хумаша – глава Бемидбар – выпадает на время перед Шавуотом, однако не всегда мы задумываемся, есть ли связь между этой главой и праздником Шавуот. Великий каббалист Реканати приводит Зоар на самое начало главы, на слова «так сказал Всевышний Моше в пустыне Синай, в шатре Откровения». Под словами «мидбарСинай», «бе оэль моэд», на первый взгляд, не кроется ничего нового: бе оэль – в шатре – означает, что Всевышний обратился к Моше наедине, в шатре Откровения. Однако дальнейшие пояснения – бемидбар (в пустыне) Синай – выглядят совершенно излишними. Мы же и так знаем, где находились евреи на тот момент. Книга Зоар говорит, что подробное описание места указывает на дарование Торы, которое произошло в пустыне, у горы Синай. Когда был построен переносной Храм, Мишкан, Всевышний повелел Моше пересчитать людей. Зоар говорит, что велено было пересчитать буквально «воинство Торы и воинство Мишкана». Таким образом, указание места «мидбарСинай» в начале главы указывает нам на дарование Торы, а «бе оэль моэд» – на скинию завета, и именно поэтому Всевышний заповедовал Моше пересчитать воинство Торы и воинство переносного Храма.

Лучшее, что можно было сделать после получения Торы, это учить ее. Все сорок лет в пустыне и после этого, наш народ занимался только одним – Торой. Об этом написано в трактате Эрувин, и так приводит наш учитель Рамбам в комментарии на Мишну. Наш народ называется воинством Торы, а изучение Торы называется буквально «войной Торы». Такое название появилось потому, что учеба Торы требует напряжения всех сил, самоотверженности, больших усилий в поиске истины.

Говорит дальше книга Зоар, что до того, как нашему народу была дарована Тора, все творение мира было несовершенным и неустойчивым. На горе Синай получило прочные основы существования само строение мира. В Торе при описании Творения в шестой день сказано «йом а-шиши», и Раши комментирует именно этот определенный артикль «ה» (а) так: именно этот день намекает нам на день шестого Сивана, день получения Торы – «тот самый шестой день». Еще одно объяснение Раши – буква «ה», имеющая гематрию пять, намекает на пять книг Торы, а Шавуот – это день получения пяти книг Торы. Именно шестой день упоминается особо в своей связи с Торой, потому что Творение было неустойчиво и несовершенно до того, как спустилась Тора в этот мир.

У каждого человека, есть определенные проекты, планы с обозначенным желаемым результатом. Если то, что он делает, не соответствует ожиданиям – у всего проекта нет причины и права на существование. Мы не раз говорили о том, что Берешит, первое слово Торы, выражает суть всего написанного в ней. Берешит трактуется как «бишвиль (для) решит», а «решит» выражает собой Тору и народ Израиля в едином гармоничном союзе. Ради того, чтобы наш народ принял Тору, был создан весь мир! Все то время, пока замысел Творца не осуществился, мир находился в неустойчивом равновесии. Настоящего баланса Творение достигло лишь тогда, когда наш народ получил Тору, стал «воинством Торы».

Слово «воин» звучит также в книге Рамхаля «Месилат Йешарим». Он пишет, что еврей должен быть готов служить Творцу непрерывно в каждое мгновение, так же как в армии солдат должен быть готов в любой момент подняться по тревоге и броситься в бой. Таким образом, и сравнение Рамхаля, и сравнение Зоара евреев с солдатами Творца приходят сказать нам об одном: мы всегда должны быть лучшими представителями воинства Торы и служить Творцу трудами над Торой. Завершением Творения, финальной точкой замысла Творца было принятие Торы на горе Синай. Если же мы, не дай Б-г, отходим от этого замысла и отвергаем наше предназначение, не делаем изучение и исполнение Торы основным приоритетом, то и сам замысел разрушается. Об этом пишет рав Хаим из Воложина: если бы мир, не дай Б-г, остался хоть на миг без изучения Торы, он бы просто исчез, потому что не было бы причины для его существования. Так как весь мир был создан ради изучения Торы, в мире необходимо постоянное изучение и соблюдение Торы – то, что называется «ради жизни на земле». Есть определенные дни и часы, когда Тору учат меньше – каникулы, бейн а-зманим – и тогда тот, кто усиливается и учится именно в эти часы, удостаивается того, что именно он становится столпом этого мира и фактически поддерживает нашу с вами жизнь.

Во втором благословении «Биркат а-Мазон» мы упоминаем брит милу – завет обрезания, и Тору. Раши в трактате Брахот говорит, что эта вставка должна напоминать нам ежедневно о том, что эта земля была дана нам в заслугу обрезания и Торы, и поэтому, когда мы благодарим Всевышнего за хлеб и за землю, мы благодарим и за тот «инструмент», за тот способ, благодаря которому мы можем удостоиться этих даров – обосноваться на Святой земле.

В недельной главе Итро сказано: в начале месяца Сиван, третьего месяца, пришли в Синайскую пустыню, и остановился Исраэль напротив горы. Раши пишет: остановился Исраэль – народ Израиля – упоминается в единственном числе, потому что предыдущие стоянки были с разногласиями, спорами и ссорами, а перед горой Синай евреи стояли уже с раскаянием и с возвращением к Творцу. Как написано у Раши, «как один человек в едином сердце». Огромное достоинство, о котором говорится здесь – наш народ получил Тору как единое целое!

С другой стороны, вся глава Бемидбар занята «пересчетами единиц». Говорит Зоар что это был подсчет воинства Торы. В чем был смысл такого подсчета? Тот, кто изучал трактат Хулин, помнит о законах, которые касаются, в частности, смесей, когда есть меньшая часть неразрешенная и большая – разрешенная в еду. Если запрещенное невозможно распознать ни по виду, ни по вкусу, то по закону Торы большинство «побеждает» меньшинство, и вся смесь становится разрешенной в пищу. Этот общий принцип приведен в данном конкретном уроке не для того, чтобы выучить из него алаху, в нем есть много тонких деталей и оград мудрецов. В рамках нашего урока нам важна идея, связанная с этими смесями: на то, что принято считать поштучно, законы о большинстве в смеси по постановлению мудрецов не распространяются. То, что принято продавать не охапкой или связкой или на вес, а именно индивидуальными единицами, всегда оценивается само по себе и имеет свой собственный вес и значение.

Тора говорит нам, что каждый еврей имеет собственный вес: нас считают не десятками и не сотнями, а каждого в отдельности. Когда в молодости я служил в ВВС Израиля, нам объясняли общее устройство летных войск и говорили, что во время войны каждый летчик находится под прямым командованием командира ВВС, потому что каждый летчик очень важен, тогда как во всех других частях соблюдается строгая субординация. Точно так же, когда мы говорим о том, что Всевышний посчитал все воинство Торы, мы понимаем из этого, что каждый человек, изучающий Тору, незаменим!

Тора Всевышнего – бесконечна и многогранна, есть много способов ее понимания, и так мы приняли от наших мудрецов, что личное восприятие Торы каждым из тех евреев, которые стояли у горы Синай, – это одна из сторон Торы, которую наш народ получил. И если хоть одного из тех людей, которые были там, не существовало, то одна из сторон Торы не открылась бы в мире! Это очень важно понять всем нам, каждому для себя.

Есть один особый Кадиш, который говорят лишь в двух случаях в жизни: когда заканчивают трактат Талмуда или раздел Мишны, и когда – не дай Б-г – человека хоронят. Связь, если задуматься, понятна: жизнь еврея – это тоже трактат Торы, и в обоих случаях завершение трактата сопровождается Кадишем. То, как человек воспринял Тору и как он по ней жил – это само по себе огромный трактат, который человек завершил и берет его с собой в мир грядущий. В этом отношении занятие Торой каждым из нас и ее восприятие, раскрытие через аспект его души того аспекта Торы, который без него бы не открылся, – незаменимо. Поэтому говорится, что когда есть возможность спасти лишь одного из двух – мелех Исраэль, царя Израиля или талмид хахама, мудрец Торы – спасают мудреца Торы и не спасают царя. Потенциально в цари годится каждый еврей, а мудрец Торы сам по себе – незаменим. Это тем более важная алаха, потому что, как мы знаем по статистике, людей, изучающих Тору, во много раз больше, чем царей (царь, как правило, один), но, несмотря на это, каждый талмид хахам ценен сам по себе и незаменим.

У каждого из нас есть свой особый удел в постижении, понимании и открытиях в Торе – хидушей Тора, и того, что открывается нами в служении. Удел этот – уникален и незаменим, и никто вместо нас его не откроет и не принесет в мир.

Есть еще одна вещь, которую я открыл для себя сам, а позже узнал, что то же самое говорил наш великий учитель, основатель ешивы «Торат Хаим» рав Моше Соловейчик: мы – поколение великой трагедии, и у нее есть много аспектов: трагедия в целом состоит в том, что большая часть нашего народа живет не по Торе, и это даже больше, чем катастрофа. Один из аспектов этой трагедии заключается в том, что великое благословение, которым Всевышний удостоил наш народ – мудрость, способность к учебе, к интеллектуальной деятельности, евреи используют не для  постижения Торы, а зачастую «разбазаривают» на то, что в лучшем случае не запрещено, а в худшем – находится под прямым запретом Торы.

При этом был период, когда в Европе считалось, что евреи к наукам просто не способны. Ученых евреев не было, но не потому, что они были глупцами, а потому, что все евреи занимались Торой. Это было поколение, когда были написаны сотни величайших книг! Сто лет назад на Украине, в России, в Польше, Литве, Венгрии, Румынии – в каждом местечке жил как минимум один большой мудрец Торы – раввин, который знал Талмуд и все четыре раздела Шульхан Аруха. Бесценных книг в то время было бы написано гораздо больше, если бы у всех этих раввинов было достаточно денег и времени, чтобы их написать и издать. Это великая трагедия – еврейский гений зачастую оторван от Торы.

Чем большее количество представителей нашего народа занимается своим прямым делом – изучает Тору и раскрывает замысел Творца в этом мире, тем прочнее стоит этот мир. Броха леватала – благословение впустую – относится и к теме нашей статьи. Есть особое благословение, которое мы произносим, когда встречаем представителя народов мира, великого в науке. Например, если бы мы встретили Ньютона или Ломоносова, то мы могли бы исполнить заповедь и сказать такое благословение – «Благословен Всевышний, Давший знание плоти и крови». А вот если бы мы встретили Эйнштейна и захотели сказать такую браху – это было бы благословение впустую, поскольку открытия в науке –не та великая цель, для которой он получил свои гениальные мозги. Для еврея тоже есть особое благословение – мы произносим его, когда видим великого мудреца Торы: «благословен Всевышний, Который дал удел в Своей мудрости Б-гобоязенным».

Мне очень больно от мысли, сколько великих мудрецов Торы мы потеряли в науке и светском искусстве. Я понимаю это не абстрактно. Когда-то, в бытность математиком, я за короткое время написал работу, которая должна была лечь в основу докторской диссертации. При этом я работал всего полдня. Наука для еврейских мозгов – это как детский конструктор для инженера: поиграться, развлечься, но не в этом наше предназначение. «Рабочий день» учащегося ешивы – 10-12, а иногда и больше часов напряженной работы. Учебный день студента университета несравнимо меньше, я знаю это из личного опыта.

Путь возвращения былого почета и величия нашему народу – не Нобелевская премия, а возвращение венца Торы. Жил в Америке большой талмид хахам, рав Йоэль Тейтельбойм из Сатмара. Однажды к нему пришли с вопросом о том, почему нет ортодоксальных инженеров, врачей, физиков… Он ответил так: важно, чтобы были ортодоксальные раввины! Человек, который по-настоящему учит и знает Тору в наше время – довольно большая редкость, но это именно то, для чего Всевышний даровал каждому из нас способности и потенциал.

Тора была дана всему еврейскому народу в целом, и при этом каждый еврей имеет значение сам по себе. В этом – смысл пересчета по единицам, о котором мы читали в нашей недельной главе. Если же часть народа не занимается Торой, как положено, то это ущерб для всех: это означает, что меньше Торы раскрывается в мире, на мир проливается меньше света Торы, и место света Торы заполняется чем-то другим. Как сказано, когда в яме нет воды, там есть змеи и скорпионы; когда в мире нет Торы, место Торы заполняет скверна. Если Тору не учит один – в мире уже меньше Торы. Если Тору не учат многие – нам всем, всему миру не хватает света.

Удел каждого еврея в Торе – уникален. Ни одному человеку не дано понять в этом мире, насколько его учеба и его соблюдение исправляют все Творение. Это скрыто от нас, чтобы не лишать нас свободы выбора. Наша задача – следовать путями Всевышнего, путями Торы и нести свет в этот мир – каждый для себя и для всего народа Израиля.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=53731