Бемидбар — Живые числа — как спастись в пустыне изгнания

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2848
Photo by Paul Bergmeir on Unsplash

Недельная глава Бемидбар

Известно, что любое слово на святом языке отражает сущность предмета. Адам а-Ришон давал имена животным в соответствии с духовной сущностью каждого из них, наши праматери пророчествовали, давая имена детям Яакова. В названиях каждой из пяти книг Торы содержится ключ к пониманию книги в целом, в названиях недельных глав сокрыт намек на содержание всего раздела. На этой неделе мы начинаем чтение четвертой из пяти книг Торы, которая носит название Бемидбар, что буквально означает «В пустыне». В наших святых книгах она также называется Хумаш а-пкудим, «книга посчитанных» (по-русски есть название «Книга чисел»). Что скрыто за этими названиями?

Практически вся книга Бемидбар посвящена событиям, происходящим с сынами Израиля на протяжении тридцати восьми лет их странствия по пустыне. Все эти годы евреи ощущали особое правление Всевышнего: облака славы защищали народ от преследователей, зноя, ветров и хищных животных, каждый день с небес спускался ман, который праведники собирали при входе в шатер, а грешники находили после долгих поисков. Более того, спор между евреями, кому принадлежит раб, решался в пользу того, кто собирал порцию мана на этого раба. Одежда евреев не изнашивалась, не загрязнялась и росла вместе с людьми. Правление Всевышнего было ясное: добро вознаграждалось, за грех приходило наказание, часто безотлагательное и суровое.

Наши мудрецы говорят, что правление Всевышнего в пустыне было уникальным, и оно сильно отличается от правления на Святой Земле и тем более от времени, когда еврейский народ находится в изгнании, галуте. Но, вместе с тем, оно отражает правление Всевышнего над творением на все времена. И хотя сейчас Всевышний не раскрывает великолепие всей своей Славы, и мы живем, ослепленные темнотой материальности этого мира, Творец так же ведет нас Своей рукой, как и в те далекие времена после выхода из Египта. Говорят наши мудрецы (см. Зоар), что мидбар, пустыня – это символ места наибольшего проявления сил зла. Лишенное всякой тени, раскаленное днем и холодное ночью безжизненное место, кишащее змеями и скорпионами.

Я слышал от рава Бенциона Зильбера, шлита, следующее: в недельной главе Ки Таво Всевышний велит Моше, чтобы шесть колен поднялось на гору Эйваль, а другие шесть колен – на гору Гризим, а в долине должны были стоять колено Леви, которые, обращая лицо поочередно к обеим горам, будут произносить благословение в сторону Гризим и проклятия в сторону горы Эйваль. Рав Бенцион рассказал, что горы эти, находясь рядом, представляют собой две полные противоположности: гора Гризим покрыта зеленью – травой и деревьями, гора Эйваль – голая и безжизненная, как пустыня. Таким образом, евреи могли увидеть воочию, как осуществляются благословения (брахот) и проклятия (клалот) Творца мира. Браха проявляется в пролитии дождей, цветении, урожае. Место, лишенное брахи – это пустыня. И не случайно именно в пустыне была дана нашему народу Тора, как истинный и единственный источник жизни и благословения. И, находясь все сорок лет скитания в самом жестоком и безжизненном месте, где проклятия этого мира проявляются максимально, еврейский народ пребывал со Всевышним и жил с Ним вне рамок природы. Внутри стана Израиля, внутри облаков славы присутствовала Шехина, Б-жественное благословение и жизнь, в то время как вокруг была бесплодная пустыня и смерть. В этом сорокалетнем странствии нашего народа по пустыне, по дороге на Святую Землю, содержится намек на наши скитания во всех галутах. Такой же намек мы находим в главе Ноах, когда Шехина, воплощенная в ковчеге, защитила семью праведника и животных, вошедших в него, тогда как снаружи воды потопа смели все живое. Ковчег Ноаха вместил в себе весь мир (он не мог нести и десятую часть того, что вошло в него чудесным образом), внутри него была Шехина, благословения, чудеса, а вокруг бушевал потоп, полная противоположность жизни.

Рамхаль говорит, что подобным образом мы находимся под защитой Шехины в наших скитаниях в галуте: вне Торы нет света, нет жизни, лишь потоп мерзости и скверны, но когда мы живем со Всевышним, мы удостаиваемся Его великой защиты от сил зла (приведено от имени рава Ицхака Гутнера). Об этом говорит наша недельная глава и вся книга Бемидбар. В силу заслуг Моше, Аарона и Мирьям еврейский народ не испытывал ни в чем нужды, но где это происходило – в пустыне! И не нужно забывать, что в пустыне было явно то, что сейчас выражается в скрытой форме. Ни для кого не секрет, что даже сейчас, находясь на Святой Земле, мы пребываем в галуте, мы находимся в пустыне нашего изгнания и нас окружают силы зла. Ковчег Ноаха по всем законам этого мира не мог бы устоять перед грозной мощью всемирного потопа. Но Ноах соорудил его по повелению Творца и был спасен. Так и нам нужно предпринимать усилия, чтобы оставаться внутри стана Израиля, внутри облаков Славы. Мы должны поместить себя и наши семьи в ковчег мира Торы, окружить себя облаками славы – светом Торы, и тогда даже самые грозные силы зла не смогут нам навредить. Какое это большое чудо, что мы можем воспитывать наших детей здесь, в Эрец Исраэль, в святости и чистоте, когда вокруг бушует потоп мерзости и духовного падения. Изучая Тору, создавая крепкие еврейские семьи, живущие по законам Творца, мы строим наш ковчег, нас защищают облака славы Всевышнего. И только ограждаясь таким образом от всей скверны этого мира, мы можем нести свет Торы и провозглашать славу и единство Творца.

Как уже говорилось, в Талмуде для книги Бемидбар встречается название Хумаш а-пкудим, «книга посчитанных». Дело в том, что в книге Бемидбар дважды говорится о пересчете нашего народа: в нашей недельной главе и в главе Пинхас. Но, кроме того, как мы помним, подсчет уже несколько раз повторялся в Торе и до этого. Первая перепись была произведена, когда семейство Яакова в количестве семидесяти душ спустилось в Египет. Во второй раз евреи были сосчитаны по приказу Всевышнего сразу после Исхода. Третья перепись сынов Израиля состоялась после греха золотого тельца. И вот, всего два года спустя, производится четвертая перепись евреев. Зачем? И почему именно так мудрецами была названа вся книга?

«Определите число всей общины сынов Израиля по их семействам, по дому их отцов, по числу имен, всех мужского пола поголовно» (Бемидбар, 1:2). Комментируя данное указание Творца определить количество евреев, Раши подчеркивает, что Б-г всеведущ, Ему и без каких-либо усилий со стороны человека известна численность всех творений. Это повеление об исчислении евреев содержит важное послание нашему народу, так Всевышний показывает любовь к сынам Израиля. Необходимо было идентифицировать каждого еврея по колену и по семейству, к которому он принадлежит. Такая детализация в исчислении нашего народа свидетельствует о важности каждого отдельного еврея, его уникальности. В мишне в трактате Санедрин говорится: когда еврея судят и приговор может быть смертной казнью, двух свидетелей совершенного преступления особо предупреждают быть осторожными в своих показаниях и говорить только то, что видели, ведь каждый еврей – это целый мир, он неповторим, и нет ему замены.

Объясняют наши мудрецы, что слово «Израиль» можно понимать как акроним еш шишим рибо отиот ле-Тора – есть шестьсот тысяч букв в Торе. Душа каждого еврея уподоблена букве в свитке Торы, если не хватает одной единственной буквы, то весь свиток становится непригодным. Каждый человек уникален в глазах Всевышнего, и Его желание, чтобы мы относились друг к другу именно так.

Во время Холокоста, когда нацисты забирали евреев из гетто, заполняя бесконечные поезда в лагеря смерти, люди жили постоянно в неописуемом страхе и ужасе. Но природа человеческого мозга такова, что для его функционирования в состоянии стресса включаются инстинктивные защитные реакции. И были те, для кого вид колонн людей, идущих на смерть стал… привычным. Евреи обезличивались, человеческая жизнь обесценилась неимоверно.

От рава Шимшона Пинкуса я слышал такую историю. Ученики ешивы Мир рассказывали о том, каким особенно страшным и горьким днем для них было девятое Ава 1944 года. Близился конец Второй мировой войны, и уже весь мир содрогнулся, узнав о чудовищных масштабах геноцида. В Шанхае чудом спасшиеся ученики ешивы Мир оплакивали разрушение Храма, оплакивали гибель евреев, свои семьи и весь мир, погрязший в войне. И вот, возвращаясь поздно домой, они проходили мимо дома, где жила семья еврейских беженцев из Германии, и случайно увидели в окне сцену чаепития и игры в карты! Это была ночь великого траура девятого Ава, когда вместе с Храмом оплакивали миллионы погибших совсем недавно евреев Европы, самая страшная и темная ночь! Рав Пинкус говорил от имени учеников ешивы Мир, что увиденное стало для них огромным потрясением! Как это можно объяснить? Когда человек постоянно видит вокруг себя смерть, грех, зло, то в силу этого постоянства они становятся частью его жизни.

Что происходит с нашим народом сегодня? Страшнейшие цифры еврейской ассимиляции, с учетом всех еврейских общин они доходят до 60%. Каждый год на наших глазах люди уходят в небытие, каждый год снаряжаются поезда с еврейскими душами в Аушвиц. И самое страшное, что мы к этому привыкли! Мы должны пробудиться к жизни, почувствовать трагедию огромной части нашего народа! Помню, я был в Америке в небольшом городке Итака. Каждый день там собирался ортодоксальный миньян. И за тем, чтобы миньян был постоянно, тщательнейшим образом следили: каждый еврей был на счету, была своеобразная круговая порука, если не придет один, то на его замену обязательно должен прийти другой. Нет еврея – нет миньяна. На Святой Земле, мы, слава Б-гу, несколько избалованны: есть ешивы, хедеры, «Бейт Яаков» для девочек, садики. Однако, видя мощь стана Израиля, важно не забывать уникальность каждого отдельного человека, независимо от индивидуальных различий, в том числе возраста. Как сказал Моше фараону: «с нашими юношами и нашими старцами пойдем» (Шмот, 10:9). Недельная глава Бемидбар всегда читается перед Шавуотом, праздником дарования Торы. Надо помнить, что Тора дана всему народу Израиля в целом, и, принимая ее, мы были «как один человек, как одно сердце».

Всевышний ждет от нас, чтобы снова собрался стан народа Израиля целиком, и никто не остался в пустыне изгнания. Кажется, что наши силы в этом малы и мало у нас возможностей повлиять на ситуацию. Есть известная история по спасению детей Холокоста, после Второй мировой войны оказавшихся в католических монастырях. Рав Йосеф Шломо Каанеман, известный как рав из Поневежа, много времени и сил посвятил их поиску. Ему препятствовали, говорили, что у них нет евреев. Тогда рав из Поневежа, заходя к детям вечером, когда те готовились ко сну, начинал петь слова «Шма, Исраэль», и молитва эта подхватывалась многими тоненькими голосами. Еврейские дети откликались на знакомые слова, которые сопровождали их с самых первых дней. У народа Израиля есть особая мелодия сердца, и даже если человек воспитывался не в еврейском доме, услышав ее, он вспомнит и пробудится.

В недельной главе Бемидбар описывается также расположение станов сынов Израиля вокруг Шатра откровения и порядка переходов по пустыне. Четыре стана в соответствии с четырьмя сторонами света: на востоке располагался стан Йеуды (Йеуда, Иссахар, Звулун), на юге – стан Реувена (Реувен, Шимон, Гад), на западе – стан Эфраима (Эфраим, Менаше, Биньямин) и на севере – стан Дана (Дан, Ашер, Нафтали). В центре же находился стан колена Леви. Первыми шел стан Йеуды: и тогда, когда они направлялись напрямую на Святую Землю, и во время сорокалетних странствий по пустыне. В этом скрыт намек на ту силу, которая указывает нам путь во все времена. Во всех поколениях эти три колена, наделенные благословениями Яакова на изучение и поддержку Торы, будут первыми и поведут за собой весь народ. Это учит нас нести слово Торы всему нашему народу, как бы далеко от нее он ни находился. Мы помним сомнения Моше, который хотел отказаться от своей великой миссии – «они мне не поверят» (Шмот, 4:1). Но он ошибся. И позже шестьсот тысяч душ приняли Тору на горе Синай, как один человек.

Подготовила Р. Кудрина


http://www.beerot.ru/?p=14831