Бешалах — Когда один спасает весь город, а двое – всю семью

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1302

Недельная глава Бешалах

«… И хамушим (букв. вооруженными) вышли сыны Израиля из земли египетской» (Шмот, 13:18).

«Хамушим – один из пяти (пятидесяти) евреев вышел из Египта, а остальные умерли во время тьмы (ибо не были достойны избавления)» (Раши, там).

Рав Моше Шапиро рассказывал, что, когда он был 8-9 летним мальчиком, приехал освобожденный из лагерей смерти Ребе из Бельз. Он был по-настоящему великим человеком, и мальчиков из хедеров послали его встречать. Когда Ребе из Бельз ступил на Святую Землю, он был крайне истощен и весил не больше 40 кг, но нашел в себе силы обратиться к встречавшим его: «Из Египта тоже вышла или одна пятая или одна пятидесятая евреев». Возможно, он имел в виду, что спасение из огня Катастрофы подобно выходу из Египта, и видел в приезде на Святую Землю начало Освобождения.

Возможно, Ребе из Бельз имел в виду слова пророков о том, что во время освобождения спасутся «один из города и двое из семьи». Однако, есть и другое объяснение этого места: речь не идет о считанных единицах спасенных, а, наоборот – ради одного или двух праведников Всевышний спасет всех. Это толкование можно понять так: бывает, что заслуги одного человека могут спасти не только его самого. Соответственно, если заслуги одного человека могут спасти большее количество людей, то все эти люди спасаются ради этих заслуг одного человека!

В свете вышесказанного хотелось бы поговорить о наболевшем в наше время вопросе: «Какая нам польза от бней ешивот, от юношей, изучающих Тору?» Пишет об этом рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува» («Врата раскаяния»), приводя Гемару в трактате Санедрин: если бы в Сдоме было 10 человек, изучающих Тору, Сдом бы не погиб. То есть, всего 10 бней ешивот или аврехов – и весь город был бы помилован!

Понятие зикуй рабим, общественная польза, в наше время представляется чем-то глобальным: издание книг, проведение уроков, другая деятельность, которую проводят большие раввины. Однако это еще не все! Я слышал от имени рава Шломо Вольбе, что он приводил такое сравнение: есть два человека. Один – известный общественник, целыми днями занятый добрыми делами, помощью окружающим. Но на самом деле, не благополучие общества им движет, главное для этого человека – как он смотрится в глазах окружающих, какой почет ему оказывают за его бурную деятельность. Рав Вольбе говорит про такого человека, что он не иш цибур, не общественный человек, и к нуждам общества не имеет никакого отношения.

Есть и другой человек, ничем внешне не примечательный, который «просто» живет по слову Всевышнего и исполняет заповеди: изучает Тору ради нее самой, вдумчиво молится о нашем народе. Вот он, говорит рав Вольбе – истинный иш цибур!

Сказанное особенно актуально для выходцев из нашей, русскоязычной общины. Многие бывшие ученики ешив сами становятся преподавателями и идут в массы исполнять заповедь обучения Торе других. В таком обучении есть один очень важный момент: понять, на каком уровне сам обучающий понимает слова Торы, и что он может передать дальше. Даже притом, что многие евреи далеки от Торы, оторваны от цепочки передачи Знания от отца к сыну, мы – народ духовно высокий и тонко чувствующий. Даже начинающему изучать Тору нужно преподавать, с одной стороны, на понятном ему языке, но, с другой стороны, очень важно нести именно истинное знание, которое опирается на ясное и правильное понимание самим преподавателем того, чему он обучает других. Талмуд говорит о людях, которые, изучая Тору, делают неверные выводы – не злоумышленно, а просто по незнанию и недостаточно глубокому пониманию. Буквально про таких людей говорится, что они «открывают лицо Торы, которого там нет».

Человек, который занимается общественной деятельностью, должен все время спрашивать себя: для чего я это делаю? Для собственного почета или потому, что мне действительно важно, чтобы Тора в мире умножалась? Могу ли я дать людям истинное понимание Торы? Примеряя на нас самих слова Торы, если мы хотим, чтобы «заслугами одного в городе и двоих из семьи» были спасены «весь город и вся семья», надо максимально поднять свой уровень в учебе.

Я глубоко убежден, что любой человек, который занимается общественной деятельностью, должен сам хотя бы несколько часов в день посвящать учебе. Самым большим общественным деятелем в нашем народе был царь Израиля. Тора заповедала ему написать дополнительный свиток Торы, чтобы он постоянно был при нем, и чтобы царь его читал постоянно.

Изучение Торы приводит к ее истинному исполнению. Мне довелось много лет назад спросить у нашего учителя Стайплера, как приближать людей к Торе. Он ответил: «Ты хочешь приближать людей к Торе? Надо исполнять Тору!»

Я хочу привести очень важные слова от имени Хазон Иша: «Влияние человека, по-настоящему занимающегося Торой (имеется в виду не какой-то гаон или особый праведник, а любой человек, изучающий Тору), на окружающих – гораздо больше, чем его прямое влияние». Прямое влияние – это обучение, личные контакты и т.п. Но Хазон Иш говорит о том, что, даже просто находясь в окружении такого человека, можно воспринять от него позитивное влияние!

В нашем поколении Всевышний открыл нам многое. Одним нажатием на кнопку мы можем произвести глобальные изменения на расстоянии нескольких тысяч километров. Весь мир на экране, весь мир в кармане, управлять всем миром можно одним касанием экрана. Это – огромный соблазн дурного начала, показывающего нам нашу внешнюю силу и мощь. Нам надо знать, что есть у нас и другая сила: еврей, по-настоящему изучающий Тору, который переживает и молится за весь народ. Он имеет гораздо большее влияние и силу изменить мир, но это влияние идет через совершенно другие каналы!

Есть такая книга – «Сефер Харедим». Ее автор – современник Аризаля, а точнее – шамаш, служка в его синагоге. При его жизни многие думали, что он простой, ничем не примечательный человек. Однако этот «простой» человек написал один из фундаментальных трудов, касающихся основ этого мира. Одна из тем, которой он касается в своей книге –  что нам обещано избавление посредством возвращения к Творцу. Возникает вопрос: как такое может быть, что все вернутся к Творцу? Ведь один, как правило, тянется к Творцу, а второй в это время тянется в совершенно другую сторону! Есть такая мишна в начале трактата Бава Меция – «двое держатся за талит». В книге Зоар приводится каббалистический комментарий к этой мишне: «талит» – это человеческая душа, а «двое» – это дурное начало и доброе начало, и каждый говорит «все – мое». Мы видим, что эти две силы все время борются, и представить ситуацию, когда вдруг у всех победит доброе начало, непросто. Во все времена существовала такая борьба, и даже при выходе из Египта не все были праведниками. Были Датан и Авирам, был идол Михи, и все они перешли через Ям Суф. Пишет об этом «Сефер Харедим» следующее: так как души еврейского народа связаны друг с другом, то, если один большой праведник (или грешник!) сделает полноценную тшуву, это породит во всех других душах побуждение к тшуве, и им всем засчитается, что все они сделали тшуву (в какой-то степени), и это засчитается как всеобщее возвращение к Всевышнему для общего избавления. Получается, что если бы каждый из нас больше работал над собственной душой, больше бы времени посвящал собственной учебе и молитве (имея в виду при этом, что это – заслуга для всего нашего народа), то часто этим мы могли бы добиться гораздо большего, чем всей общественной деятельностью.

Мы не призываем ни в коем случае свернуть всю общественную работу и закрыться в колеле! Важно лишь постараться сделать так, чтобы в начале своего пути к Творцу, в начале своей учебы, каждый учащийся ешивы, каждый аврех как можно больше времени посвящал учебе, максимально погрузился в самосовершенствование и в понимание воли Творца. А дальше Всевышний даст ему разум, чтобы понять, что ему делать дальше, и в чем он больше исполнит волю Творца. Тогда его деятельность станет продолжением исполнения Торы, и именно это имел в виду Стайплер.

Также в наших молитвах мы должны особое внимание уделять тому, что вся молитва касается нужд всего еврейского народа. Шмоне Эсре была установлена мудрецами именно как общественная, а не как личная молитва. Важно понять, что в любой момент – когда мы молимся или учимся – мы можем сделать гораздо больше, чем тогда, когда мы пытаемся «хлопотать» и «крутиться».

В заключение приведем слова Хазон Иша: «Человек, который видит тонущего в реке, и стоит при этом, не спасает его и читает Теилим, нарушает запрет “не стой над кровью ближнего своего”. Но если человек физически не может вытащить тонущего из воды, и ничего другого сделать не может, то он должен стоять и читать Теилим. Потому что это именно то, чем он может помочь».

Давайте постараемся каждый делать то, что в наших силах, и да удостоимся мы в заслугу этого скорейшего Избавления – в скором времени, в наши дни! Амен!

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=51924