Трума — Приношение сердца

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3605

Недельная глава Трума

В нашей недельной главе мы находим детальное описание устройства переносного Храма – Мишкана, приводятся его размеры, материалы, принадлежности. Сказано: «И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду среди них. Все, как Я показываю тебе, образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте» (Шмот, 25:8-9). Объясняют наши мудрецы, что в этом стихе раскрывается величайший замысел Творца: привести Шехину, Б-жественное присутствие, в этот мир. И сказано: обитель Творца «среди них», буквально – «в них» а не «в нем» (в святилище). Место присутствия Шехины – это сердце каждого еврея. Работа по строительству Мишкана превращает всех участников строительства в сосуды для Шехины. Но всему этому предшествует материальная самоотдача, которая также находит отражение в недельной главе.

Тора приводит два вида пожертвований на строительство и нужды Мишкана: обязательное, равное для каждого еврея приношение в полшекеля и непосредственное личное участие, сумма которого определялась желанием сердца. В начале главы Ки Тиса указывается, что все евреи были обязаны принести по полшекеля серебром. Из них позже были изготовлены подножия, в которые вставлялись бревна Мишкана. С этого началось строительство переносного Храма, и каждый имел одинаковую долю в этом. Этим же размером определялась ежегодное приношение для нужд Храмовой службы. Но в самом строительстве Мишкана участвовал каждый евреем в соответствии со своим желанием.

«И пусть возьмут они Мне приношение – от всякого мужа, сердце которого пожелает пожертвовать, возьмите приношение мне» (Шмот, 25:2). Слово трума происходит от корня рам, что означает возвышенный, вознесенный. При этом Тора особо подчеркивает, что приношение должно быть от человека, чье сердце желает этого. Именно чистое желание сердца, без примеси личной выгоды, приводит к возвышению самого человека. Все в этом мире принадлежит Творцу, поэтому, отдавая часть имущества, человек на самом деле возвращает Владельцу Его собственность, получая за это высшее вознаграждение – духовное восхождение. И отметим, что размер вложения определяется не количеством и номиналом купюр, а уровнем желания, чистотой сердца. Ведь если богач даст один процент своего дохода, исчисляемый миллионом шекелей, но без душевной работы, а бедняк выделит двадцать процентов своего заработка, который хоть и не будет велик, но существенен для него самого, то ценность приношения этого бедняка будет выше миллиона богатого человека.

Сердце – центр желаний, и в людской природе заложена эгоистическая потребность брать. Преодолевая ее, человек удостаивается того, что сердце его открывается для Шехины. Рассказывают, что у рава Хаима из Воложина было несколько посланников для сбора средств на поддержание его ешивы. Один из них ежегодно посещал небольшое местечко, где жил небогатый человек, который каждый раз давал существенную сумму денег на изучение Торы. В какой-то момент посланнику пришлось приобрести карету и дорогую одежду, так как люди зажиточные чаще всего встречают других «по одежке», для них респектабельность в одежде и манерах свидетельствует о серьезности дела. Но когда посланник явился в таком виде в то местечко, то постоянный жертвователь не дал на ешиву ни копейки. В одну из своих поездок сам рав Хаим из Воложина зашел к нему и поинтересовался, почему он перестал давать пожертвования. Ответил тот, что он каждый день откладывал деньги, сокращая насущные потребности своей семьи ради участия в великой заповеди передачи Торы. Деньги его предназначались на изучение Торы и помощь ученикам ешивы, но никак не на дорогую одежду посланников и карету! Рав Хаим из Воложина пояснил, по какому принципу распределялось пожертвования при строительстве Мишкана: пожертвования одного шли на внешние, более далекие от святости вещи, другой же удостаивался участия в строительстве Святая Святых. В этом проявилось великое достоинство его строителей: они постановили – то, что давалось во имя Небес с лучшим намерением, то шло на более важные вещи. То же самое происходит при пожертвовании на ешиву: если для дающего важна Тора, то его деньги пойдут на ее изучение. Тот же, кому важен внешний вид посланника – оплатит одежду и карету.

Слова Всевышнего «сердце которого пожелает пожертвовать» говорят о том, что Всевышний жаждет чистоты наших желаний. Это лежит в основе любой заповеди, смысл которой не брать, а дать – от всего сердца, во имя Небес. И, как рассказывает наша недельная глава, люди несли и несли свое имущество для строительства Храма, пока Моше не сказал «хватит».

Какое отношение это имеет к нам сейчас, пока мы не строим Храм? Где пребывает Шехина сейчас?

Первым из всех принадлежностей Мишкана Всевышний повелел построить Арон а-Брит, Ковчег Завета. «И покрой его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его, и сделай на нем золотой венец вокруг» (Шмот, 25:11). Раши поясняет, что золотой венец символизирует корону Торы. По краям крышки ковчега необходимо было сделать двух крувим, ангелов: «И будут крувим с распростертыми вверх крыльями покрывать крыльями своими крышку, а лицами своими друг к другу; к крышке да будут лица крувим. И буду Я открываться тебе там и говорить с тобою поверх крышки, из среды двух крувим, которые над ковчегом, обо всем, что буду заповедовать через тебя сынам Израилевым» (Шмот, 25:20-22). Таким образом, Всевышний открывался Моше из того места, где находилась Тора.

В мидраше говорится, что Шхина не покидает Котель, западную стену Храма, во всех поколениях (Бемидбар Раба, 11:2). Объясняют наши мудрецы, что это происходит в силу того, что Ковчег Завета по сей день спрятан в том месте, где был Храм.

Так же мы знаем, что если муж и жена удостаиваются своими поступками присутствия Шехины, то и все их добрые дела отмечены благословением. Шехина обитает на могилах праведников и в местах молитвы. Но говорится в трактате Брахот, что Всевышний любит места изучения Торы больше всех мест молитв. И там же сказано, что даже если один человек изучает Тору, он удостаивается того, что Шехина пребывает с ним. Когда в 1967 году Котель – Стена Плача – был освобожден от рук иорданцев, еврейский народ хлынул молиться к нему, сердца людей были переполнены любовью и благодарностью Всевышнему. Несколькими годами позже в праздник Суккот возле отвоеванной Стены в первый раз произошло еще одно необыкновенное событие – церемония массового благословения коэнов, биркат коаним. Безусловно, при проведении биркат коаним Шехина спускается в этот мир!

Один ученик спросил тогда у главы ешивы Мир рава Хаима Шмулевича, нужно ли идти на это торжественное благословление. Рав ответил, что в ешиве есть один великий в Торе коэн (это был мой учитель и наставник гаон рав Хаим Камил, благословенна память о праведнике) и полученное от него благословение в ешиве не менее важно, чем массовое благословение коэнов на Котеле. Если коэн велик в Торе, то его благословление в месте изучения Торы будет иметь особенную силу. Люди часто ищут место для молитвы, и правильно молиться там, где изучают Тору, ведь это место присутствия Шехины.

Мы в нашем поколении можем и должны сделать максимум, чтобы вернуть Шехину в наш народ. Путь для этого – создание многих мест Торы, где будут старательно и серьезно учиться. Если с утра до вечера хотя бы 10 евреев будут углубленно изучать Тору, Шехина не покинет это место.

Понятно, что не каждый способен отдавать все свое время изучению Торы, не все могут учиться даже два седера. Как же достигнуть того, чтобы удел в Торе был у всех евреев? На этот счет есть одна удивительная история. Много лет тому назад к власти пришел Менахем Бегин, который, как известно, соблюдал субботу и относился с большим уважением к Торе и ее мудрецам. Он желал, чтобы в еврейском государстве развивалась система ешив и колелей, и для этого он решил полностью оплачивать их расходы. Многие были потрясены и воодушевлены этим решением, в том числе рав Шломо Лоренц. Но рав Шах был против этого. Он рассказал, что в начале 20-х годов ешивы Литвы переживали глубочайший кризис, в первую очередь связанный с нехваткой денежных средств. Тогда был создан совет ешив, «Ваад а-Ешивот», возглавляемый Хафец Хаимом и равом Хаимом Озером Гродзенским. Несколько богачей из Вильно предложили полностью взять на себя все расходы ешив. Но Хафец Хаим не согласился на это, сказав, что пожертвования на существование ешив является делом всего еврейского народа и нельзя забирать у евреев право и обязанность иметь свой удел в Торе. На основании этого рав Шах отверг предложение Менахема Бегина.

Как уже говорилось, при строительстве Мишкана была обязательная часть пожертвования размером в полшекеля и добровольная часть, определяемая желанием сердца. В заслугу добровольного пожертвования человек приобретал свой удел в присутствии Шехины в нашем мире. Так и сегодня, вложив свои средства в изучение Торы, мы обретаем долю в присутствии Шехины – передаче Торы из поколения в поколение.

Еще 40 или 50 лет назад в столице Мексики Мехико была большая еврейская община, люди в которой были добропорядочны и приветливы, но они не занимались серьезно Торой. При этом они очень радушно принимали любых посланников ешив, просивших помощи. Теперь мы знаем Мехико как один из центров религиозного мира. Это место Торы, где много ешив и колелей с мудрецами Торы и их учениками. Все дело в том, что когда люди вкладывают свое сердце в Тору, то они получают ее и в мире этом, и в мире грядущем.

Мы уже упоминали Арон а-Брит, Ковчег Завета, венец которого символизировал корону Торы. Повеление об его изготовлении сказано во множественном числе, в то время как об остальных принадлежностях говорится в единственном. Это говорит нам о том, что Тора может быть исполнена только всем Израилем как единым народом. Ведь только совместно евреи способны исполнить все заповеди Торы. Кроме того, в Торе говорится об особом запрете вынимать из колец шесты, с помощью которых переносился Ковчег: «В кольцах Ковчега пусть будут шесты, нельзя вынимать их оттуда» (Шмот 25:15). На шестах кроме Арон а-Брит переносились внешний и внутренний жертвенники и стол. Также был запрет вынимать шесты и из внешнего жертвенника. Мудрецы нашли в этом следующий глубокий смысл: корона Торы, олицетворением которой является Ковчег Завета, и корона Служения, символом которой был внешний жертвенник, на протяжении поколений способны перемещаться из одного места в другое вместе с кочующим народом-изгнанником, Израилем, даже после разрушения Храма. Однако царство, которое символизирует стол, и священничество, олицетворяемое внутренним жертвенником, способны раскрыться в этом мире лишь тогда, когда евреи обитают в Эрец Исраэль.

Часто люди не понимают важность своего посильного участия в укреплении Торы. Это не столько вопрос денег, сколько желания делать добро. Вкладывая свои средства во имя Небес в какое-то благое дело, человек тем самым дает силы этому делу расти, у него появляется доля в этом деле, и благодаря заслугам всех, кто вкладывается в него, оно живет. Фундамент, подножия балок были сделаны из серебра, приносимого каждым евреем в равном размере. Но своей высоты Мишкан достиг только благодаря желанию сердец. В нашем служении Всевышнему нет границ и рамок, как и бесконечна наша награда за выполнение Его Воли.

Подготовила Р. Кудрина


http://www.beerot.ru/?p=11752