Хаей Сара — И поднялось поле Эфрона

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2765

Недельная глава Хаей Сара

В книге «Дерех Ашем» (1:2) Рамхаль говорит, что целью создания человека было дать ему от высшего блага Творца, а это возможно только тогда, когда человек приближается к Всевышнему путем выполнения заповедей и совершения добрых поступков. И еще говорит Рамхаль (там же, 3 глава), что «для того, чтобы это дело устроить наилучшим образом, постановила Высшая Мудрость, чтобы человек был составлен из двух противоположностей, а именно: из разумной и чистой души и земного тела, причем каждое из них… склоняется в свою сторону. Тело склоняется к материальности, а душа — к духовности… Если одолеет душа, она возвысится сама и возвысит вслед за собой тело, и такой человек достигнет предназначенного совершенства; а если он допустит, чтобы в нем победила материальность, опустится тело, и опустится душа вместе с ним, и такой человек будет недостоин совершенства и отторгнут от него, не дай Б-г».

Однако в книге «Месилат Йешарим» (1-ая глава) Рамхаль добавляет, что положение мира также зависит от духовного уровня человека: «Если человек тянется к этому миру и удаляется от Создателя, он разрушается сам и разрушает мир вместе с собой. Если же человек властвует над собой, приближается к своему Создателю и пользуется миром только как средством для служения Ему, то он возвышается сам и мир возвышается вместе с ним».

Этот принцип мы можем выучить из сказанного в нашей недельной главе относительно поля, приобретенного Авраамом у Эфрона (Берешит, 23:17-18): «И стало поле Эфрона… Аврааму приобретением». Слово «стало» тут обозначается ивритским словом ваяком, что в буквальном переводе значит «встало», «поднялось». Из этого учат наши мудрецы (мидраш Берешит Раба, 58:8), что переход в собственность Авраама являлся для поля подъемом, ведь с этих пор оно стало служить человеку, который «прилепляется к своему Создателю».

Этот же принцип мы учим из того, что случилось с камнями, которые Яаков положил себе в изголовье (когда бежал от своего брата Эсава к Лавану и ночевал в том месте, где впоследствии был построен Храм), как сказали наши мудрецы (Хулин, 91б): «Все [камни] собрались в одном месте, и каждый из них говорил: “На меня положит праведник голову!”».

С другой стороны, когда человек грешит, он разрушает все, что окружает его, как мы видим из сказанного относительно поколения потопа (Берешит, 6:11-12): «И извратилась земля перед Б-гом…, ибо извратила всякая плоть свой путь на земле». Из слова «всякая (плоть)» наши мудрецы (Санедрин, 108а) учили, что «даже скот, зверь и птица спаривались с особями других видов». Испорченность человека повлияла и на поведение животных. По этой причине, когда Творец решил обновить все творение, неотъемлемой частью воплощения этого замысла стало уничтожение земли и животных, которые получили влияние от грешников, как сказано (Берешит, 6:13): «и вот Я истреблю землю» (комментирует Раши: на три тефаха вглубь земля была разрушена и размыта). Только животные, которые не подверглись отрицательному влиянию, остались в живых. И это – те животные, которых взял Ноах в ковчег.


http://www.beerot.ru/?p=7242