Хаей Сара — Человек истины

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3266

Недельная глава Хаей Сара

«И услышал Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону… четыреста шекелей серебра…» (Берешит, 23:16).

Эфрон вначале предлагает Аврааму взять бесплатно землю для захоронения Сары, а в конце берёт за неё баснословную сумму денег: «четыреста шекелей серебра, (что) в ходу у торговца». Из этого поведения Эфрона учат мудрецы Талмуда (Бава Меция, 87а), что грешники обещают много, но даже малую часть своих обещаний не выполняют. Праведники же, утверждают наши мудрецы, наоборот, обещают мало, а делают много. И это видно из поведения Авраама по отношению к гостям: он пообещал им лишь ломоть хлеба (Берешит, 18:5), а на деле подал им «тельца, нежного и хорошего» (Берешит, 18:7).

Праведники неразрывно связаны с истиной во всех своих словах и поступках, поэтому они не разбрасываются обещаниями, опасаясь, что не смогут их выполнить. Грешники же пренебрегают истиной, поэтому они не боятся разбрасывать обещания направо и налево – в их глазах не случится ничего страшного, если они не смогут их выполнить. Более того, уже в то время, когда они дают обещания, они вовсе не намереваются их выполнять. Природа грешника – говорить одно, а думать другое.

В первой части Пиркей Авот приводятся изречения самых великих еврейских мудрецов. Каждое их этих изречений — наиважнейшее в глазах этого мудреца наставление для человечества. Шамай считал, что одно из самых важных наставлений (1:15): «говори (обещай) мало, а делай много».

В чём такая большая важность этого наставления? Дело в том, что все действия человека влияют на него и на его внутренний мир. Тот, кто приучится не разбрасываться обещаниями, сможет привить себе тем самым любовь к правде и стать «человеком истины».

В ещё большей степени еврей должен стараться быть правдивым во время торговли. Мудрецы в трактате Бава Меция (49а) учат из слов Торы, что необходимо, чтобы во время торговли человек не кривил душой, а, говоря «да», подразумевал «да», говоря нет, подразумевал «нет». И так описывает Рамбам манеру общения, присущую мудрецу Торы: «Разговоры мудреца Торы (наполнены) истиной и верой; там, где правдиво сказать “да”, он говорит “да”, а там, где “нет”– “нет”».

Как мы привели выше, поведение человека влияет на его внутренний мир, поэтому тот, чьи разговоры полны веры, развивает в себе веру и упование на Творца – наиважнейшие качества человека, как мы писали об этом в «Беерот Ицхак daily» на главу Ноах. Это объяснит нам, почему вопрос: «Вёл ли ты переговоры с верой?» будет первым, который зададут человеку на Небесном Суде, как приводится в трактате Шаббат (31а).


http://www.beerot.ru/?p=7234