Шмот — Кипящая кровь

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3198

Ежедневная цитата

Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно, а кто извращает пути свои, тот будет наказан. Мишлей (10:9)

Недельная глава Шмот

«И повелел фараон в тот день… надзирателям, говоря: не давайте более народу соломенной сечки для изготовления кирпичей, как вчера и третьего дня, (пусть сами) они идут и собирают для себя солому» (Шмот 5:6-7).

В прошлом выпуске мы писали о том, что, когда человек занят собственными делами, у него нет времени задумываться над своим положением и над миром, который его окружает, и, соответственно, открыть истину. Этот принцип мы можем увидеть из приведенного в трактате Гитин (57б). Там говорится, что при завоевании Иерусалима Невузардан, вавилонский полководец, совершил страшное кровопролитие: около миллиона евреев было убито им на одном камне. Кровь убитых лилась как река, пока не дошла до крови пророка Захарьи, который был коварно убит за сотни лет до этого по приказу царя Йоаша за то, что обличал царя и его подданных. Кровь пророка кипела на протяжении всех этих лет, как знак гнева Г-спода. Увидев кипящую кровь, Невузардан весьма удивился этому «феномену». Тогда он обратился к евреям с требованием объяснить происходящее. Конечно же, евреи не желали открыть преступнику ужасный грех своих отцов, поэтому сказали полководцу, что это кровь жертвоприношений, и такова ее природа, что она кипит. Полководец, желая проверить истинность этого утверждения, приказал принести другие жертвоприношения и зарезать их перед ним. Разумеется, кровь этих жертвоприношений не кипела. Невузардан понял, что его обманули. Он сказал им: «Если вы не скажете мне правду, я заставлю вас это сделать тяжелыми пытками». Видя, что у них нет другого выбора, евреи сказали правду.

Преисполненный гордыни и уверенный в своих силах, коварный грешник сказал им: «Я уверен, что смогу успокоить эту кровь». Что же он сделал? Привел в это место членов большого и малого Санедринов и зарезал всех. Однако кровь не успокоились. Привел юношей и девушек, и также зарезал их. Кровь продолжала кипеть. Затем приказал, чтобы привели маленьких детей, изучающих Тору, и зарезал их в этом месте. Однако кровь не успокоилась. Тогда провозгласил Невузардан: «Пророк, пророк! Самых лучших из еврейского народа я убил! Неужели ты желаешь, чтобы я убил всех?» Когда он сказал это, кровь успокоилась.

Увидел это Невузардан и сказал в сердце своем: «Если из-за убийства одного пророка евреи получили такое страшное наказание, какое же наказание получу я – за то, что убил (стольких из) них?» Он содрогнулся от этой мысли и раскаялся. Тут же послал Невузардан завещание домой и принял иудаизм.

На первый взгляд, непонятно, почему Невузардан решил раскаяться только тогда, когда кровь успокоилась, ведь чудо состояло в том, что кровь кипела, а не в том, что она успокоилась. И именно из-за кипения крови он должен был понять, насколько тяжелое наказание он получит за убийство даже одного человека.

Принцип, о котором мы писали выше, поможет нам получить ответ на этот вопрос: когда человек погружен в свои тревоги и проблемы, у него нет времени задуматься ни над чем. Поэтому, когда Невузардан был занят «успокоением крови», у него не было времени осознать то, что он смог осознать после того, как кровь перестала кипеть.


http://www.beerot.ru/?p=10012