Шмот — Соблазны дурного начала

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3198

Ежедневная цитата

Грешники полны раскаянием. Рав Элияу Коэн, «Шевет Мусар»

Недельная глава Шмот

«И порабощали египтяне сынов Израиля подневольным трудом. И горькою делали жизнь их от тяжкой работы…» (Шмот, 1:13)

Слова «подневольным трудом» – на иврите בפרך (бепарех). Это слово можно также прочесть как два слова – בפה רך (бапе рах), что можно перевести как «учтиво». Раши объясняет, что египтяне привлекли евреев к работе красивыми словами и предлагали им за нее большую плату, пока не приучили их к рабству. А после этого «горькой делали жизнь их». Мы уже приводили, что фараон на уровне понимания ремез (намек) отождествляется с дурным началом. Дурное начало, подобно фараону и египтянам, сначала привлекает человека красивыми и приятными словами и демонстрирует мнимую приветливость и расположение. Но в действительности его намерение – навредить и причинить много боли.

Царь Шломо описывает это так (Мишлей, 5:3): «Ибо мед источают уста чужой (женщины), и слаще елея речь ее, но последствия от нее горьки как полынь, остры как меч». То есть, начиная соблазнять, «чужая женщина» (образное определение дурного начала) говорит сладко и красиво, но если человек слушает ее и идет за ее искушениями, он открывает для себя, что ее соблазны были лживы: удовольствие не настолько велико, как он думал, а страдания, которые он терпит, горьки как полынь. Каждый раз ему кажется, что вот-вот насытит свое стремление к вожделениям, но в действительности не только не насыщает его, но пробуждает в себе еще большую зависимость.

Виленский Гаон в послании своим домочадцам уподобляет человека, который постоянно гонится за своими вожделениями, тому, кто пьет соленую воду. Ему кажется, что утоляет жажду, но в действительности – наоборот, и через некоторое время жажда лишь усилится.

Об этом пишет рав Элияу Коэн в книге «Шевет Мусар»: «Грешники, после того как совершают грехи и насыщаются, чувствуют пренебрежение к вожделениям. Это то, что подразумевали наши мудрецы, говоря, что грешники наполнены раскаянием. И причина этого в том, что после того, как они реализуют свое вожделение, они раскаиваются в содеянном, – до тех пор, пока дурное начало не вернется к ним (и все повторится заново)».

Интересно, что подобное написал мне несколько лет назад про себя один молодой человек, который родился и воспитывался в религиозной семье, но в какой-то период сошел с пути выполнения заповедей и пошел за дурным началом (на сегодняшний день, слава Б-гу, он учится в колеле в Иерусалиме): «Мое падение было быстро, я перестал что бы то ни было соблюдать и очень-очень изменился внешне. Много сережек в различных местах, странные стрижки – нет необходимости уточнять, очень изменился. Внешне я выглядел, как самый счастливый в мире человек, но внутри меня все время было раскаяние, а настоящая радость была далека от меня».


http://www.beerot.ru/?p=10099