Тецаве — Без страха перед Творцом нет мудрости

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3500

Ежедневная цитата

Условия, которые должны сопровождать изучающих Тору, таковы: Б‑гобоязненность при самом изучении и постоянное исправление поступков… Рамхаль, «Дерех Ашем»

Недельная глава Тецаве

«И говори всем мудрым сердцем, кого Я исполнил духа премудрости» (Шмот, 28:3).

В прошлом выпуске мы приводили слова наших мудрецов из трактата Брахот (55а) о том, что Всевышний дает мудрость тому, кто уже «мудр сердцем». Это изречение мы объяснили так: мудрый человек – это человек, жаждущий мудрости, стремящийся к ней, и именно такого человека Всевышний наделяет мудростью.

Иное объяснение данного вопроса мы находим у рава Хаима из Воложина («Нефеш а-Хаим», врата 4, часть 5). Свое объяснение рав Хаим строит на словах наших мудрецов в трактате Шаббат (31а), где указывается намек на все шесть книг Мишны в стихе (Йешаяу, 33:6): «И упрочены будут времена твои сокровищем спасения, мудрости и знания; Б-гобоязненность – клад Его». По мнению наших мудрецов, последние слова этого стиха – «Б-гобоязненность – клад Его» – говорят о том, что Б-гобоязненность – основа для всех шести разделов Мишны. Рав Хаим объясняет: «Б-гобоязненность – это кладезь для мудрости святой Торы, посредством нее эта мудрость будет проявляться в человеке. Если человек не подготовил для принятия мудрости Б-гобоязненность, то большинство плодов, которые он мог бы получить, изучая Тору, уподобятся плодам, не собранным с поля, и, не дай Б-г, растоптанным быками и ослами».

Сказал царь Давид (Теилим, 111:10): «Начало мудрости — страх пред Б-гом». И сказали также наши мудрецы (Пиркей Авот, 3:7): «Без Б-гобоязненности нет мудрости». Иными словами, без трепета перед Творцом невозможно достичь истинной мудрости Торы.

В соответствии с этим, рав Хаим из Воложина объясняет, что наши мудрецы, говоря «у кого есть мудрость», имеют в виду того, кто обладает Б‑гобоязненностью. Если же у человека отсутствует трепет перед Творцом, Всевышний не дарует мудрость Торы.

В комментариях Виленского Гаона к книге Мишлей (1:7) мы находим объяснение, по какой причине без Б-гобоязненности невозможно достичь мудрости: «Если в человеке есть Б-гобоязненность, он сможет научиться видеть вещи, от которых ему следует беречь себя. В этом случае человек, чьи помыслы устремлены к постижению мудрости Торы, всегда достигнет желаемого, проходя по уготованному ему пути. Но человек, в котором нет трепета пред Творцом, который не боится совершить грех, сколько бы он ни старался и ни учился, – ему никогда не постичь мудрости Торы, ведь учение свое он не использует для того, чтобы знать, от чего беречься».

Теперь очевидно, что объяснения рава Хаима из Воложина не противоречат объяснению, которое мы привели в прошлом выпуске, ведь человек, трепещущий перед Творцом, тем самым стремится к мудрости и желает познать ее.


http://www.beerot.ru/?p=11857