Бемидбар — Каждый человек – особенный

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1343

Недельная глава Бемидбар

Стих в недельной главе Бемидбар (1:52) говорит: «И стоять будут сыны Израиля каждый станом своим, и каждый при знамени своём по воинствам своим».

В то время, когда еврейский народ ходил по пустыне, каждый еврей шёл вместе со своим коленом. У каждого колена было своё место и своё знамя, которое отражало его особенность. Но не только каждое колено отличается одно от другого в своей неповторимости, но и каждый человек обладает своей уникальной индивидуальностью. И знамя человека – это его лицо, которое отражает его особенный склад мышления и его неповторимый характер. Именно поэтому лицо на иврите называется словом «паним», которое пишется одинаково со словом «пним» – внутренность (лицо выражает душевную уникальность каждого человека). И так сказали наши мудрецы (Мидраш Танхума к главе Пинхас): «Подобно тому, как их лица отличаются [друг от друга], так и их мнения отличаются».

Отличие одного еврея от другого не только не несёт в себе никакого противоречия и не свидетельствует ни о каком разладе, но и, наоборот, говорит о единстве еврейского народа.

Это можно уподобить симфонии, которая создается различными инструментами оркестра. Если бы все инструменты в точности походили один на другой, мелодия бы слышалась относительно скудно; разнообразие инструментов и особенность каждого из них создаёт чувство изумительной гармонии и придаёт чудесную сочность звуку.

Подобное касается и народов мира: сказали мудрецы (Сукка, 55б): «[Есть в мире] семьдесят народов» (имеется в виду, что существуют 70 основных народов, существенно отличающихся друг от друга). Из слов Виленского Гаона в комментарии к Шир а-Ширим видно, что число 70 обозначает одно целое, образуемое различными составляющими, которые, благодаря своему разнообразию, дополняют друг друга. Слова мудрецов о наличии семидесяти народов намекают на то, что каждый из народов имеет особый характер, особые наклонности, неповторимые воззрения, что даёт им возможность, дополняя друг друга, составить совершенное человечество.

Корень специфики человеческого характера заключается в специфике его души. В каббалистических книгах сказано, что у каждого человека есть душа, отличная от всех других душ. Эта специфика душ называется у мудрецов словом мазаль. Это слово иногда означает «созвездие» однако более глубокое понимание слова мазаль – в его происхождении от слова нозель (буквально – истекающий). То есть мазаль — это то, что истекает из высших миров, то, что человек получает свыше.

В Талмуде (трактат Шабат, 156а) сказано: «Тот, кто родился под планетой Маадим (Марс), будет проливать кровь» (корень слова «Маадим» — «адом», красный). Т. е. в характере этого человека будет склонность к кровопролитию. Рав Аши говорит о таком человеке, что он будет моэлем (делать обрезание младенцам), или резником (заниматься кошерным убоем скота), или убийцей. Объясняет Виленский Гаон (в комментарии к Мишлей. 26:2): рав Аши сообщает нам, что, хотя не во власти человека полностью изменить свой характер, ему принадлежит выбор — как использовать свой характер. Он может стать праведником и выполнять заповеди, будучи моэлем, может быть обычным, средним человеком, работая резником, а может стать преступником.

Отсюда можно вывести важный принцип воспитания: поскольку характер человека – данность, и изменить его полностью невозможно, цель воспитания – не изменить характер, а повести воспитанника правильным путём, соответствующим его характеру, его склонностям.

Этот принцип преподал нам царь Шломо в книге Мишлей (22:6): «Наставляй юношу согласно пути его, и он не уклонится от него, даже когда состарится». Объясняет Виленский Гаон: ребёнка следует воспитывать в соответствии с его характером (путь его). Если его поведут тем путём, который ему подходит, он и в старости не сойдёт с этого пути. Если же заставлять его изменить свою природу, характер, он, может быть, в данный момент и послушается — из страха. Но позже, когда «его шея освободится от ярма», обязательно сойдёт с этого пути, потому что он не может переломить свою природу.


http://www.beerot.ru/?p=53732