Когда родилась Йохевед, мать Моше? — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ваигаш

Дата: | Автор материала: Рамбан

1858

Недельная глава Ваигаш

«Всех душ, его сыновей и дочерей, – тридцать три…»  (Берешит, 46:15).

А подсчет показывает, что их лишь тридцать две.

[Рабейну Бахья поясняет, что сам Яаков не входит в число перечисленных в этой главе «семидесяти душ», поскольку подсчитывались только его потомки – «вышедшие из его чресл». И поэтому счет начинается с Реувена, а от Реувена до Дины – только тридцать два человека (Р. Бахья на Берешит, 46:15) – здесь и далее комментарии переводчика]

Но в качестве тридцать третьей подразумевается Йохевед, которая родилась при входе семьи Яакова в Египет, как сказано (Бемидбар, 26:59): «…Йохевед, дочь Леви, которую родила (жена) Леви в Египте», – ее рождение было в Египте, но зачатие – не в Египте. Так объясняют наши наставники.

Но рабби Авраам (Ибн Эзра) выражает недоумение: «Если это так, почему же Тора не упомянула о чуде, совершенном для Йохевед, – о том, что она родила Моше в возрасте ста тридцати лет. [Ведь евреи пробыли в Египте 210 лет, а когда Моше предстал перед фараоном в год исхода, ему было восемьдесят лет, – и если Йохевед родилась при входе в Египет, то при рождении Моше ей было сто тридцать лет.] При этом Тора упомянула о том, как родила Сара, которой было всего девяносто лет! И мало того, в пиюте (праздничном стихе), который произносится в праздник Симхат Тора, утверждается, что Йохевед была жива еще и после смерти Моше, – а тогда ведь ей было бы двести пятьдесят лет! А то, что пророку Ахие Шилони было столько-то и столько-то лет [пророк Ахия Шилони из колена Леви был среди вышедших из Египта и прожил до времени царя Яровама (см. Мелахим 1, 11:29-31) и пророка Элияу, – т. е. около пятисот пятидесяти лет], – это лишь слова предания или чье-то единичное мнение». Таков его комментарий.

Но лучше бы он не был «мудрецом в своих глазах», оспаривая слова наших наставников, – и я вынужден ответить ему. В любом случае, с Йохевед связано великое чудо из тех скрытых чудес, которые являются основой Торы. Ведь она – дочь самого Леви, как написано: «дочь Леви, которую родила (жена) Леви в Египте», …и также написано (Шмот, 6:20): «И взял Амрам свою тетку Йохевед себе в жены, и родила она ему Аарона и Моше…». И если сказать, что Леви родил ее в молодости, как и остальных своих детей, и она родилась сразу после прихода в Египет, – то ко времени рождения Моше она была уже очень старой, в том возрасте, который указывают наши наставники, или близко к этому.

А если предположить, что Йохевед родилась у Леви уже после того, как он прожил в Египте долгие годы – например, пятьдесят семь лет, – то тогда при ее рождении ему было бы сто лет, так как при входе в Египет ему исполнилось сорок три года. [Ведь Яаков женился на Лее в возрасте восьмидесяти четырех лет, а при рождении третьего сына от Леи – Леви – ему было, соответственно, восемьдесят семь. И когда, спустившись в Египет, Яаков предстал перед фараоном, ему уже исполнилось сто тридцать лет, следовательно, Леви тогда было 43 года.] И в этом было бы два чуда. Во-первых, при рождении Йохевед он был стар, как праотец Авраам, о котором сказано (Берешит, 17:17): «Неужели у столетнего родится (ребенок)?!», и написано (там же, 18:12): «А господин мой стар». А во-вторых, при рождении Моше ей было бы семьдесят три года. [Из двухсот десяти лет, проведенных сынами Израиля в Египте, вычитаются 57 лет и еще 80 (т. е. возраст Моше в год исхода).] Если же отнести срок ее рождения на конец дней Леви, тогда с Леви будет связано еще большее чудо, чем с Авраамом!

Но я сообщу тебе один из верных и истинных принципов Торы: в ней упомянуты только такие чудеса, которые были совершены при участии пророка, заранее предсказавшего это чудо, или знамения, совершенные ангелами, которые открывались людям в качестве посланцев Творца. Но чудеса, совершаемые без видимых посредников, ради того, чтобы помочь праведнику или уничтожить нечестивца, не упомянуты в Торе или в книгах Пророков.

…И все основные установления Торы связаны именно со скрытыми чудесами, и во всем, что касается народа Торы, вообще нет природного и устоявшегося хода событий, а только чудеса. И все обетования Торы – это знамения и чудеса. Ведь тот, кто вступил в запрещенную связь или съел нутряной жир (хелев), карается за это «отсечением души» (карет) и умирает раньше предназначенного для него времени – разве это естественный ход событий?! И разве это естественное свойство неба, что оно «становится подобным металлу», если евреи сеют и обрабатывают землю в седьмой год?! И также все благие обещания Торы и успех, сопутствующий праведникам в награду за их праведность, и исполнение молитв царя Давида и всех наших молитв – всё это чудеса и сверхъестественные события, но они не связаны с очевидным нарушением законов природы, как я уже упоминал. И еще я, с Б-жьей помощью, это разъясню.

И я дам тебе верное свидетельство тому, что я сказал. Известно, что от вхождения народа Израиля в свою землю до рождения нашего царя Давида прошло около трехсот семидесяти лет. [От исхода из Египта до строительства Первого Храма – четыреста восемьдесят лет; если из этого числа вычесть сорок лет, проведенных народом Израиля в Синайской пустыне, и семьдесят лет жизни Давида (а возведение Храма началось только после его смерти), получится 370.] И этот период разделяется на четыре поколения: Салмон, Боаз, Овед и Ишай. И приходится предположить, что каждый из них рождал своего наследника в старости, в последний год жизни, в возрасте девяноста трех лет – близком к возрасту Авраама, когда у него родился Ицхак, и это происходило вопреки обычному ходу событий, ведь в их времена люди уже не жили по сотне лет. А если представить, что один из них родил, как принято, в молодые годы, то получится, что трое остальных родили в глубокой старости, даже в более позднем возрасте, чем Авраам. Это было бы еще более великим чудом, поскольку в поколении Авраама продолжительность жизни была больше, а в эпоху Давида – сократилась наполовину.

И возможно, эти предки Давида прожили даже еще более долгие жизни, ведь не исключено, что Салмону уже было много лет во время завоевания Земли Израиля. И поэтому подлинные мудрецы, хранители традиции, указывают, что Овед был благословен исключительным долголетием, – и это скрытое чудо, совершенное для прародителя царской династии, сына праведницы Рут, которая пришла, чтобы укрыться под сенью Шехины. И она сама, по свидетельству наших наставников, тоже удостоилась особого долголетия [Рут была жива еще в царствование своего праправнука Шломо].

И я уже объяснял, что в отношении Авраама чудо заключалось совсем не в том, (что ему при рождении Ицхака было сто лет), как это понимает уже упоминавшийся мудрец и другие толкователи Писания. Ведь Авраам родил Ицхака за семьдесят пять лет до своей смерти – и тогда он еще не миновал двух третей своей жизни! А ведь во всех поколениях старость приходит к людям, когда они переходят три четверти жизни, и врачи делят срок жизни на четыре приблизительно равных периода: детство, молодость, средний возраст и старость. И в наших поколениях, когда люди живут в среднем до семидесяти-восьмидесяти лет, врачи не считают человека стариком до шестидесяти.

И еще, ведь у Авраама родилось множество сыновей через сорок лет после рождения Ицхака, и это явилось несравненно более великим чудом! А если кто-либо предположит, что Б-г возвратил Авраама к годам молодости, ему следует возразить, что об этом в Писании не упомянуто, хотя это было бы великое и явное чудо, совершенное вопреки законам природы!

И известно, что у мужчин в нашем поколении рождаются дети в старости – в семьдесят и в восемьдесят лет и более, в зависимости от их крепости и здоровья. И так же для женщин нет установленного предела – и все время, пока у них есть месячные, они могут рожать. Но удивительное чудо, совершенное в отношении Авраама и Сары, заключалось, как я уже объяснял, в том, что, хотя она не могла родить от него в юности, тем не менее, родила в девяносто лет, после того, как у нее уже прекратились месячные, – а обычно после этого не рожают.

Таким образом, если Йохевед достигла такого же долголетия, как и ее отец Леви [Леви прожил 137 лет], и у нее продолжались месячные выделения почти до старости, то нет никакого чуда в том, что она родила в таком возрасте, на который указывают наши наставники. И поскольку Б-г желал избавить народ Израиля (из египетского рабства) с помощью двух этих братьев, Моше и Аарона, а срок избавления еще не подошел – Он оттянул время их рождения до той поры, когда их мать уже состарилась. Ведь нет ничего невозможного для Г-спода!

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=51761