Клятва Всевышнего — Из комментариев Рамбана к недельной главе Бешалах

Дата: | Автор материала: Рамбан

1827
на войне

Недельная глава Бешалах

«…Б-г клянется своим престолом (יָד עַל כֵּס יָ-ק)…» (Шмот, 17:16).

Рука (יָד – яд) Святого, благословен Он, вознесена для клятвы Его престолом, что у Него будет вечная война и вражда с Амалеком. А почему сказано כֵּס (кес), а не כסא (кисэ – стул, трон)? И почему также разделено пополам Его Имя? Святой, благословен Он, поклялся, что Его Имя не будет полным и Его престол не будет целостным, пока Он окончательно не сотрет имя Амалека, потомка Эсава. Когда же это имя будет стерто, тогда Имя Всевышнего станет полным, и Его престол – целостным. Ведь написано (Теилим, 9:7): «Уничтожен враг, меч которого был (поднят) навеки» – и имеется в виду Амалек, о котором сказано (Амос, 1:11): «…Вовеки хранил он ярость свою». И еще сказано (Теилим, 9:7): «Ты уничтожил их города – исчезла память о них». А вслед за этим написано: «А Б-г (י-ק-ו-ק) пребудет вечно» – и здесь Его полное Имя, – «Он установил Свой престол (כִּסְאוֹ), чтобы вершить суд» (там же, 9:8) – и престол Его целостен. Так объясняет Раши, опираясь на мидраш наших наставников.

А есть те, кто объясняют, что война Всевышнего с Амалеком произойдет лишь после того, как появится «(сильная) рука на престоле Б-га» (יָד עַל כֵּס יָ-ק), – и эта война будет продолжаться из рода в род. И подразумевается, что когда у Израиля будет царь, сидящий на троне Всевышнего, он будет воевать с амалекитянами – и это намек на Шауля, первого царя евреев. И сказано «из рода в род» – так как каждый царь в народе Израиля обязан воевать с ними, пока они не будут стерты с лица земли. И это объяснение также опирается на мидраш наших наставников, приведенный в Талмуде, в главе «Коэн гадоль»: «Сначала евреи должны поставить над собой царя, ведь слова כֵּס י-ק (престол Б-га) указывают на царскую власть, как сказано: «И воссел Шломо царем на престоле Б-га вместо своего отца, Давида…» (Диврей а-ямим 1, 29:23)». И это верное объяснение также согласно простому смыслу.

А в соответствии со скрытой частью Торы, имеется в виду, что «рука» (יָד – яд), которая на престоле Всевышнего, – это Мера Суда высших миров. Эта рука будет вести войну с Амалеком из рода в род – и уничтожит его навеки. И мидраш наших наставников относительно полного Имени и целостного престола намекает на это толкование.

Потомки Амалека будут наказаны в большей мере, чем другие народы, так как все другие народы «услышали и затрепетали»: филистимляне, эдомитяне, моавитяне и «все жители Кнаана оробели» перед Всевышним и перед Его величием – а амалекитяне пришли издалека, так, будто бы они в состоянии одолеть Б-га. И поэтому об Амалеке написано (Дварим, 25:18): «И не побоялся он Всесильного». И еще, ведь Амалек был внуком Эсава – и он, наш родственник, ввязался «не в свою ссору».

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=51918