Когда знак Овна в силе — Из комментариев Рамбана к недельной главе Бо

Дата: | Автор материала: Рамбан

1187
малые среди овец

Недельная глава Бо

«Каждый – по ягненку на отчий дом» (Шмот, 12:3).

Смысл этой заповеди связан с тем, что именно в месяце нисан созвездие Овна (мазаль Тале) является восходящим, и его воздействие на земные события достигает наибольшей силы. Сынам Израиля было приказано зарезать молодого барашка (тале) и съесть его, чтобы показать, что они покидают Египет не благодаря силе созвездий, но по воле Всевышнего. А наши наставники объясняют, что египтяне поклонялись овнам – а эта заповедь была призвана ниспровергнуть их богов в ту самую пору года, когда они обладают наибольшей силой. И в соответствии с этим толкуют строку «Возьмите себе ягнят для ваших семей и зарежьте…» (Шмот, 12:21) – зарежьте богов Египта.

[В древней кабалистической книге «Сефер Йецира» (Книга Творения) указано, что было сотворено двенадцать зодиакальных созвездий (мазалот), каждое из которых соответствует определенному месяцу. Первое из созвездий, Тале (Овен), соответствует первому из месяцев – нисану, и они имеют общий духовный корень, связанный с буквой ה («Сефер Йецира», 5:4-5, 7). Каждый месяц одно их этих 12 созвездий перемещается по небосводу параллельно Солнцу, и наблюдатель, находящийся на земле, «видит» Солнце как бы на фоне этого созвездия (разумеется, если бы свет солнца не затмевал его). Так, в месяце нисан созвездие Овна (мазаль Тале) «восходит» одновременно с Солнцем, вместе с ним достигает зенита, а с приближением ночи уходит за горизонт (Тосафот на Менахот, 85аб; Рамбам, Кидуш а-ходеш, 9:3). Свои названия – Тале, Шор (Бык), Теомим (Близнецы) и т. д. – зодиакальные созвездия получили в связи с тем, что сочетание составляющих их звезд напоминает определенные образы и фигуры (Р. А.-Я. Голдминц, «Швилей де-ярха», 1:3/3/).

Египтяне поклонялись зодиакальному знаку Овна, и поэтому материальным воплощением их божества на земле были бараны и овцы. А верша суд над миром, Творец взыскивает не только с идолопоклонников, но и чинит расправу над их божествами. И когда египтяне видели, как сыны Израиля расправляются с их «святыми животными», это было тяжелей для них, чем все предыдущие десять казней («Зоар», Пинхас, 250б–251а).

В мидраше объясняется, что не только египтяне поклонялись баранам – овнам, но и многие сыны Израиля переняли египетское идолослужение, как сказано у пророка: «Они восстали против Меня, и …никто не отверг мерзостей, которые перед их глазами, и идолов Египта они не оставили» (Йехезкель, 20:8). И Святой, благословен Он, сказал Моше: «Все время, пока сыны Израиля служат египетским идолам, они не будут избавлены. Иди и скажи им, чтобы они оставили свои дурные дела и отказались от идолослужения. …Пусть возьмут себе ягнят – и зарежут божков Египта» («Шмот раба», 16:2). Т.е. сыны Израиля должны были зарезать пасхальных ягнят с мыслью (каваной), что они уничтожают египетских идолов (Перуш Маарзо на Шмот раба, 16:2). Благодаря совершенному раскаянию (тшуве) их грех должен был преобразоваться в заслугу, ведь они поклонялись баранам как божествам, а теперь режут их и приносят в жертву Творцу Вселенной («Эц Йосеф» на «Шмот раба», 16:2).]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.

http://www.beerot.ru/?p=82530