Ополчение сынов Израиля — Из комментариев Рамбана к недельной главе Бемидбар

Дата: | Автор материала: Рамбан

4724

Недельная глава Бемидбар

Ополчение сынов Израиля

«Всех, выходящих на службу (כָּל יֹצֵא צָבָא) в Израиле» (Бемидбар, 1:3).

«Подчеркивается, что те, кто моложе двадцати лет, не несут воинской службы». …Так объясняет Раши. И возможно, причина в том, что юноша моложе двадцати лет еще недостаточно крепок для ведения войны, ведь сказано: «בּן עֶשְׂרִים לִרְדּוֹף – В двадцать лет преследуют (неприятеля на войне)».

[В процитированной мишне из трактата Авот определены основные рубежи человеческой жизни: «В пять лет – к Писанию, в десять – к Мишне, в тринадцать – к заповедям, в пятнадцать – к Талмуду, в восемнадцать – хупа, в двадцать – преследуют (неприятеля) и т. д.». Данное толкование, связывающее слово לִרְדּוֹף (лирдоф) с воинской службой, опирается на следующие строки Торы, в которых сказано: «И будете вы преследовать (וּרְדַפְתֶּם – у-редафтэм) врагов ваших, …и пятеро из вас будут преследовать (וְרָדְפוּ – ве-радфу) сотню, а сто из вас будут преследовать (יִרְדֹּפוּ – ирдофу) десять тысяч» (Ваикра, 26:7-8).]

Но, возможно, выражение כָּל יֹצֵא צָבָא (коль йоцей цава) подразумевает «всех, приходящих на собрание общины», так как юноши не участвовали в общем сборе. Ведь всякое собрание народа называется צָבָא (цава), как, например, сказано: «Явиться в ополчение (לִצְבֹא צָבָא – лицво цава), [чтобы] нести службу Шатра Откровения» (Бемидбар, 8:24), а также «отходит от несения службы (при Шатре) (מִצְּבָא – мицева)» (там же, 8:25). [И весь народ Израиля также именуется словом צָבָא (цава – «воинство», «ополчение», «собрание множества людей»), как написано: «И было – по истечениичетырехсот тридцати летв тот самый деньвышли все воинства (צִבְאוֹת – цивъотБга из страны Египетской» (Шмот, 12:41).] И еще написано: «…из множества зеркал, которые собрали (צָבְאוּ – цавъу) у входа в Шатер Откровения» (Шмот, 38:8), и «воинство небесное (צְבָא הַשָּׁמַיִם – цева ашамаим)» (Дварим, 4:19; Мелахим 1, 22:19), а также «Мои руки распростерли небеса, и всему их воинству (וְכָל צְבָאָם – вехоль цеваам) Я повелел [– и оно возникло]» (Йешая, 45:12). [Тесловом צָבָא (цаваможет называтьсяне только собрание людейно и любое множество небесных тел или предметов (Бейт аяйнБемидбар, 1:2-3/3/).]

И поэтому, когда речь идет именно о войске, то (в ряде случаев) уточняется: «…вернувшихся из военного похода (מִצְּבָא הַמִּלְחָמָה – мицева амильхама)» (Бемидбар,31:14) и «в войске для [ведения] войны (בַּצָּבָא בַּמִּלְחָמָה – бацава бамильхама)» (Диврей а-ямим 1, 7:40).

И здесь сказано: «כָּל יֹצֵא צָבָא – Всехвыходящих на службу», подобно тому, как выше написано: «כָּל יֹצְאֵי שַׁעַר עִירוֹ – всех, проходящих через городские ворота (т. е. всех жителей города)» (Берешит, 34:24).

И написано: «Пересчитайте их по их ополчениям (לְצִבְאֹתָם – ле-цивъотам) – поскольку они составляли несколько «ополчений», ведь каждое колено – это крупное «ополчение».

Пересчитайте принесенные полушекели

Пересчитайте их (תִּפְקְדוּ אֹתָם  тифкеду отам). Слово פקד (пакад) имеет значение «вспомнил» или «проявил заботу» о чем-либо, как написано: «И вспомнил (פָּקַד –пакад) Б-г о Саре, …и сделал Б-г то, что обещал Саре» (Берешит, 21:1). И таково же, по-моему, значение этого корня во всех других местах – без всякого исключения. И также предмет, оставленный в залог, называется פקדון (пикадон), потому что его обязаны сохранять и проявлять заботу о нем.

И когда Творец повелел исчислить сынов Израиля, Он сказал: «תִּפְקְדוּ אֹתָם», указывая, чтобы их не исчисляли [по головам] – но чтобы каждый из них принес по половине шекеля во искупление своей души, а [уже Моше] по количеству принесенных шекелей определит численность народа.

И в Торе по отношению к сынам Израиля вообще не упоминается слово ספירה (сфира –подсчет). А в выражении בְּמִסְפַּר שֵׁמוֹת (бе-миспар шмот – по числу имен) (Бемидбар,1:2) подразумевается, что когда их пересчитывали по принесенным ими искупительным приношениям, каждый из них должен был называть свое имя [т. е. слово בְּמִסְפַּר (бе-миспар) связано здесь не с понятием ספירה (сфира – подсчет), а со словом סיפור (сипур – рассказ), так как по ходу подсчета каждый не только сообщал свое имя, но и рассказывал о себе – из какого он колена и из какой семьи].

Перед предстоящей войной

«И было всех исчисленных сынов Израиля – по их отчим домам – …всех, выходящих на службу в Израиле» (Бемидбар, 1:45).

После того, как была установлена численность каждого колена, Тора должна указать и численность всего народа Израиля, ибо Моше и Аарону было заповедано установить как общее «число пересчитанных людей», так и численность каждого колена, подобно тому, как цари пересчитывают своих поданных.

Но в чем же смысл данной заповеди? Понятно, что для того, чтобы каждое колено могло расположиться в стане под своим знаменем, было необходимо установить принадлежность каждого к определенному колену – но для чего Святой, благословен Он, повелел установить их численность?! И возможно, это было сделано для того, чтобы подчеркнуть проявленное к ним милосердие, ведь когда они спустились в Египет, их было всего «семьдесят душ», а теперь они стали многочисленными, как песок на дне моря, – столько-то и столько-то мужчин старше двадцати лет. И после каждого мора и бедствия Всевышний пересчитывал их вновь, чтобы показать, что «Он возвеличивает народы и губит их», «Он поражает, и Его же руки врачуют». И об этом сказали наши наставники: «По Своей великой любви к ним Он пересчитывает их каждый час».

[См. Бемидбар Раба, 4:2, где приведена следующая притча: «У одного торговца был полный ларец с украшениями из стекла – он выставлял их на продажу, не зная точного их числа, и убирал с прилавка на хранение, не зная точного их числа, и он не очень следил за ними, потому что они были всего лишь из стекла. Но у него была и одна маленькая шкатулка с подлинными жемчужинами – эти прекрасные жемчужины он выставлял на продажу, тщательно пересчитывая, и убирал на хранение, тщательно пересчитывая. Так и Святой, благословен Он! Почему Он не пересчитывает народы мира? Потому что они не так уж важны для Него, как сказано: «Все народы как будто и не существуют перед Ним…» (Йешаяу, 40:17). «Но вы, – говорит Творец народу Израиля, – вы – Мои сыновья, как сказано: «Слушайте Меня, дом Яакова и весь остаток дома Израиля! Вы – хранимые [Мною] от чрева, …и до [ваших] седин Я буду [вас] терпеть; Я создал, Я и буду носить, Я и буду терпеть, и спасу» (там же, 46:3-4). Поэтому-то Он и пересчитывает их каждый час!»

И так же комментирует Раши: «Они были настолько дороги Ему, что он пересчитывал их вновь и вновь. Когда они вышли из Египта, Он пересчитал их (см. Шмот, 12:37). Когда они согрешили с золотым тельцом [и были наказаны], Он опять пересчитал их, чтобы знать, сколько осталось в живых (см. там же, 30:16, Раши). И когда Его Шехина обрела обиталище среди них, Он снова пересчитал их – в первый день нисана был возведен Шатер Откровения, а в первый день ияра Он их пересчитал» (Раши к Бемидбар, 1:1).]

И еще, для каждого, кто проходил перед величайшим из пророков и перед его святым братом и сообщал им свое имя, – само это было для него заслугой и продлевало жизнь. Ведь таким образом каждый человек был как бы зачислен в состав общины и занесен в «список дома Израиля» – и теперь каждого защищали заслуги всего народа. И пересчет увеличивал заслуги каждого, ведь даже сам взгляд Моше и Аарона даровал благо, и они молились о народе, чтобы Всесильный, Б-г их отцов, добавил к числу сыновей Израиля «тысячекратно против того, сколько [теперь]», и никогда бы не убавлял их численности, – а приносимые полушекели искупали народ [перед Б-гом].

[См. Шмот 30:12, где сказано: «Когда будешь ты проводить всеобщий подсчет сынов Израиля для определения их числа, перед подсчетом их пусть каждый принесет Б-гу искупительный дар за душу свою, и не будут поражены они мором при их подсчете».

В книге «Зоар» объяснено, что, хотя, «как правило, благословение с Небес не пребывает на том, что пересчитано», в данном случае от сынов Израиля «был получен искупительный дар, …и пересчет не производился до тех пор, пока не собрали все[полушекели, приносимые] для искупления, – а затем уже произвели подсчет. А перед подсчетом [Моше и Аарон] благословляли сынов Израиля, затем они произвели подсчет и вновь благословили народ – таким образом, сыны Израиля были благословлены и до, и после подсчета, и поэтому в народе не было мора» («Зоар», Бемидбар, 117б).]

А в [сборнике мидрашей] «Бемидбар Синай раба», как я видел, толкуют так: «Всевышний повелел Моше пересчитать сынов Израиля, проявляя к ним уважение и возвеличивая их этим подсчетом – каждого еврея по отдельности. Не следовало спрашивать у главы семьи: «Сколько мужчин в твоей семье?» или «Сколько у тебя сыновей?» – но каждый должен был пройти перед Моше, с почтением и в трепете, а он совершал подсчет, как написано: «По числу имен – от двадцатилетних и старше – поголовно» (Бемидбар, 1:18)».

И еще этот пересчет можно было бы сравнить с теми переписями населения, которые производят в государствах перед войной, – ведь теперь сынам Израиля предстояло войти в Землю [Кнаан] и вступить в войну с царями эморейцев, которые [правили] на восточном берегу Йордана, и со всеми другими [обитателями этой земли]. Поэтому, «направляясь к месту, о котором Б-г сказал: Я дам его вам» (Бемидбар, 10:29), Моше и старейшины должны были выяснить [общую] численность воинов, а также численность воинов в каждом колене, чтобы знать, как управлять войсками на поле боя, в степях Моава, – ведь им не следовало полагаться на чудо, ожидая, что «один будет преследовать тысячу». И сказано: «всех, выходящих на службу (כָּל יֹצֵא צָבָא – коль йоцей цава) в Израиле» – именно потому, что пересчет был для нужд войска.

И еще, поскольку земля должна была быть разделена межу ними в соответствии с их количеством, следовало определить, какой надел в завоеванной земле достанется каждому роду, – ведь если бы не грех разведчиков, они бы вступили в землю немедленно.

Четыре стана

«Каждый при своем знамени, со знаками своего отчего дома» (Бемидбар, 2:2).

«У каждого колена было свое знамя – цветное полотнище, закрепленное на древке. Цветом все знамена отличались друг от друга, и цвет каждого знамени соответствовал цвету камня этого колена на нагруднике первосвященника. И по цвету каждый узнавал свое знамя». Так объясняет Раши [таким образом, в соответствии с мнением Раши, отличительными «знаками отчих домов» являлись цвета знамен].

А раби Авраам (Ибн Эзра) писал, что на каждом знамени были особые знаки. По свидетельству мудрецов древности, на знамени колена Реувена было изображение человека, намеком указывающее на мандрагоры [см. комментарий к Берешит, (30:14-15), где указывается, что корень «этого растения напоминает фигурку человека – на нем есть подобие головы и рук»]. На знамени Йеуды было изображение льва, ведь Яаков сравнил его с «львенком». На знамени Эфраима было помещено изображение быка, ведь написано: «Первенец быков его – великолепие его, а рога буйвола – рога его, ими будет бодать он все народы вместе, до края земли – это десятки тысяч Эфраима…» (Дварим, 33:17). А на знамени Дана – изображение орла [таким образом, по мнению Ибн Эзры, «знаками», о которых говорится в данной строке Торы, являлись изображения на знаменах]. И [эти четыре изображения] напоминают керувов, которых видел пророк Йехезкель.

[В книге пророка Йехезкеля рассказывается о том, что он видел [пророческим видением]высших ангелов – керувов (их называют также хайот а-кодеш), у каждого из которых было по четыре лика: «лик человека и лик льва, …лик быка и лик орла» (Йехезкель, 1:10,10:19:22). И четыре таких керува составляли «колесницу» (меркаву), над которой был вознесен Престол Славы Творца, как написано: «И подняли керувы свои крылья, …и на глазах моих поднялись с земли, …и Слава Б-га Израиля над ними сверху» (Йехезкель, 10:19-20; см. также комментарий к Шмот, 25:20-22).

Таким образом, «знаки», изображенные на знаменах этих четырех колен, были как бы отражением «небесных знаков» (Ирмияу, 10:2), расположенных вокруг Престола Его Славы, – а порядок разделения народа Израиля на станы соответствовал определенным реальностям духовного мира, о которых нам известно из слов пророков (см. также комментарий к Бемидбар, 11:16).]

Шатер Откровения располагался в центре стана, а левиты по своим семействам – вокруг него, как упомянуто в «Сефер Йецира» (Книге Творения): «Святилище – в самом центре».

[Колено Леви, расположенное лагерем вокруг самого Шатра Откровения, включало в себя двадцать две тысячи мужчин (см. Бемидбар, 3:39) – по числу ангелов, спустившихся с Творцом на гору Синай, как сказано: «В колеснице Б-га – двадцать две тысячи ангелов, Б-г среди них в святости на Синае» (Теилим, 68:18). И подобно тому, как лагерь левитов находился в окружении четырех станов сынов Израиля (см. ниже), так сам лагерь левитов был разделен на четыре стана, окружавшие Шатер Откровения с четырех сторон света: Моше, Аарон и его сыновья располагались с востока от Шатра, сыновья Гершона – с запада, сыновья Кеата – с юга, а сыновья Мерари – с севера (Рабейну Бхайе к Бемидбар, 2:2).]

И вот, станы колен располагались по ходу солнца, начиная с востока [от Шатра Откровения], затем – на юге, далее – на западе, и наконец – на севере.

Стан Йеуды был на востоке, ведь «он – предводитель». И этот стан отправлялся в путь первым, как повелел Б-г: «Йеуда поднимется первым». Стан Реувена был на юге – в заслугу его первородства. И вот, два этих соседствующих друг с другом стана состояли из потомков сыновей Леи, а также из потомков первенца ее служанки, которая «родила ей на колени» [т. е. потомков Гада, первенца Зилпы (см. Берешит, 30:10-11). Колено Гада входило в стан Реувена (см. Бемидбар, 2:14-16)]. На западе располагался стан потомков Рахели [т. е. колена Эфраима, Менаше и Биньямина], а последним был стан потомков служанок [колена Дана и Нафтали состояли из потомков Билги, служанки Рахели, а колено Ашера – из потомков Зилпы, служанки Леи] – на севере.

И еще, я видел в мидраше, что, подобно тому, как Святой, благословен Он, сотворил четыре стороны света, так Он окружил свой Престол четырьмя хайот (высшими ангелами) – и над ними вознесен Престол Его Славы. И в соответствии с этим Святой, благословен Он, повелел Моше расположить станы [сынов Израиля]. Б-г повелел, чтобы на востоке, напротив места, откуда восходит солнце, располагалось колено Йеуды, которому принадлежит царство.

[На знамени колена Йеуды был изображен, как уже упомянуто, лев – символ царской власти, а само знамя было «цвета небес» (Бемидбар Раба, 2:7; рабейну Бхайе к Бемидбар 2:2). И царская власть сравнивается со светом, подобно сказанному (Мелахим 1, 11:36): «…чтобы оставался светильник раба Моего, Давида (т. е. царство Давида) во все дни передо Мною в Иерусалиме». И также написано (Теилим, 89:37): «Потомство его пребудет вовеки, и его престол, как солнце, передо Мной» («Эц Йосеф» к Бемидбар Раба,2:10).]

А с ним – колено Иссахара, в котором много знатоков Торы, и колено Звулуна, располагающее большими богатствами, ведь написано: «Звулун будет жить у морских берегов, станет гаванью для кораблей…» (Берешит, 49:13), и сказано: «Изобилием морей питаться они будут» (Дварим, 33:19). И этот стан двигался первым, подобно сказанному: «И царь прошел перед ними, и Б-г – во главе них» (Миха, 2:13).

[Знамя колена Иссахара было иссиня-черного цвета, и на нем изображены солнце и луна – в ознаменование того, что потомки Иссахара являлись знатоками астрономии и календарных вычислений (Бемидбар Раба, 2:7; р. Бхайе к Бемидбар, 2:2). Ведь написано:«Из сынов Иссахара – умеющие исчислять времена и знающие, что нужно делать народу Израиля…» (Диврей а-ямим 1, 12:33), – и комментаторы поясняют: «Они устанавливали начало годов и месяцев, …знали законы обращения солнца, а также других звезд и планет, и они могли предсказывать благоприятное время для того или иного дела,предстоящего народу Израиля» (Таргум и Радак к Диврей а-ямим 1, 12:33).]

С юга в мир приходят благословенные дожди и роса – и с этой стороны света располагался стан Реувена, совершившего тшуву (раскаяние), а раскаяние – это великое благо, ведь в час, когда совершают тшуву, милосердие Святого, благословен Он, приходит в мир. И с Реувеном – колено Гада, отличающееся силой. А в середине, между Реувеном и Гадом, – колено Шимона, и они искупают [его гнев]. И этот стан двигается вторым, так как тшува следует за Торой.

[Реувен раскаялся в грехе своей юности, когда он, уязвленный тем, что отец поместил свое ложе в шатер служанки Рахели, Билги, самовольно перенес его в шатер своей матери Леи (см. Берешит, 35:22, Таргум Йонатан; Шаббат, 55б). За этот проступок Яаков лишил его права первородства, которое перешло к первенцу от Рахели – Йосефу (Диврей а-ямим 1, 5:1; «Сефер а-яшар», Ваишлах; см. также Маарша к Бава Батра, 123а). Но когда спустя много лет возле Шхема братья Реувена бросили Йосефа в яму, то при виде беды, в которую попал младший брат, Реувен глубоко раскаялся в проступке, совершенном по отношению к отцу и Билге, которая вырастила Йосефа. Реувен постился и молил Всевышнего о прощении, а затем пытался спасти брата, надеясь, что отец простит его прежний проступок (см. Таргум Йонатан, Берешит37:29; Берешит Раба, 85:1, «Зера Авраам»).

Знамя колена Реувена было красного цвета, и на нем, как уже упоминалось, помещалось изображение человека (Бемидбар Раба, 2:7, «Эц Йосеф»; р. Бхайе к Бемидбар, 2:2).

Наш наставник Моше сказал: «Благословен Гад, расширяющий [пределы свои], – как лев, …он рвет мышцу и темя» (Дварим, 33:20) – и комментаторы поясняют: воины из колена Гада обладали настолько могучей силой, что одним ударом меча отсекали голову и руку врага, и поэтому во время войны они являлись могучим передовым отрядом (Рашик Дварим, 3:18 и 33:20).

Знамя колена Гада было черно-белым, а на нем изображен отряд воинов (Бемидбар Раба, 2:7; р. Бхайе к Бемидбар, 2:2) – ведь в Торе написано: «גָּד גְּדוּד יְגוּדֶנּוּ – Гад отрядит отряды…» (Берешит, 49:19).

Ведь праотец Яаков перед смертью осудил Шимона и его брата Леви за убийство жителей Шхема, сказав (Берешит, 49:7): «Проклят их гнев, ибо силен, и их ярость, ибо тяжела» («Перуш Маарзо» к Бемидбар Раба, 2:10).

Знамя колена Шимона имело зеленый цвет, и на нем была изображена стена города Шхема (Бемидбар Раба, 2:7; р. Бхайе к Бемидбар, 2:2).]

На западе – хранилища снега и града, холода и тепла. И по эту сторону света располагаются станом Эфраим, Менаше [знамена обоих этих колен имели цвет оникса; на знамени Эфраима был изображен бык, а на знамени Менаше – буйвол (р. Бхайе кБемидбар, 2:2)] и Биньямин [знамя колена Биньямина было многоцветным, и на нем изображен волк (Бемидбар Раба, 2:7; р. Бхайе к Бемидбар, 2:2)]. А Шехина всегда пребывает на западе, в наделе Биньямина, как сказано: «Возлюбленный Г-сподом будет обитать (יִשְׁכֹּן – ишкон) в безопасности, Он оберегает его весь день» (Дварим, 33:12). И этот стан двигался в путь третьим. А Тора и тшува должны сочетаться с мужеством, чтобы человек мог преодолеть свое дурное влечение.

[Так, в Синайской пустыне Святая Святых Шатра располагалась напротив колена Биньямина («Хидушей а-Радаль» к Бемидбар Раба, 2:10). В Иерусалимском Храме, который был возведен на границе между наделами Йеуды и Биньямина, само храмовое здание со Святая Святых и жертвенник находились на территории Биньямина (комментарии р. Овадьи из Бартануры к Мидот, 3:1). А после разрушения Храма уцелела только его западная стена (Котель маарави), которая целиком находилась в наделе Биньямина, – и мудрецы предрекли: «Шехина никогда не отступит от западной стены (Храма)» (ШмотРаба, 2:2; см. «Перушей а-Тора ле-Рамбан», Бемидбар, 2:2).]

А с севера в мир выходит тьма – и по эту сторону света (от Шатра Откровения) располагалось колено Дана, потому что оно принесло в мир тьму, когда царь Яровам установил идолов, как написано: «…Царь сделал двух золотых тельцов и сказал им (т. е. своим подданным): «Довольно ходить вам в Иерусалим! Вот твои божества, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской!» И он поставил одного [тельца] в Бейт-Эле, а другого поместил в Дане» (Мелахим 1, 12:28-29). А рядом с ним было колено Ашера, чтобы разогнать светом тьму, ведь написано: «Благословен среди сынов Ашер, …[который] омывает в масле ноги свои» (Дварим, 33:24). А рядом с ним благословенное колено Нафтали. Этот стан двигался последним, так как тот, кто поклоняется идолам, идет последним, а не перед другими.

И еще в мидраше [эти четыре стана сынов Израиля] сопоставляются с четырьмя станами ангелов. И [при таком разделении на станы] все совершалось с великой мудростью и служило прославлению Израиля – и поэтому в Торе упомянуты все подробности.

[В мидраше рассказывается, что в час, когда Святой, благословен Он, открылся на горе Синай, с ним спустилось великое множество ангелов, разделенных на «станы» (БемидбарРаба, 2:3). Эти станы, называемые «четырьмя станами Шехины», находились под началом четырех высших ангелов – Гавриэля, Михаэля, Рефаэля и Уриэля, окружавших Престол Славы Творца (там же, 2:10). Каждый из этих «небесных станов» воплощал один из способов управления, с помощью которых ангелы, выполняя волю Творца, направляют течение «естественных» и «природных» процессов в земном мире («Ми-маамаким», Бемидбар, 5, с. 29).

И когда сыновья Израиля возвели перед Синайской горой Шатер Откровения, Творец повелел Моше разделить двенадцать колен Израиля на четыре основных «стана», в каждый из которых входило бы по три колена, – подобно тому, как на четыре стана было разделено небесное «воинство». Стан Йеуды, разместившийся к востоку от Шатра Откровения, соответствовал стану ангела Гавриэля, расположенному прямо «перед» Престолом Славы, стан Реувена – стану ангела Михаэля, расположенному «справа» от Престола, стан Эфраима – стану ангела Рефаэля, находящемуся «позади» Престола, и, наконец, стан Дана соответствовал стану ангела Уриэля, который располагался «слева» от Престола Творца (там же).

Выдающийся знаток сокровенного учения рабейну Бхайе добавляет, что в стан ангела Гавриэля входили также высшие ангелы Азриэль и Шемиэль, в стан Михаэля – Кохавиэль и Педиэль, в стан Рефаэля – Завдиэль и Ахазиэль, а в стан Уриэля – высшие ангелы Даниэль и Ремаэль. И в соответствии с тем, как под началом каждого из высших ангелов находилось множество «полков» и «отрядов» ангелов-служителей, – под началом каждого из глав колен находилось множество отдельных родов и семей. А разноцветные знамена колен были подобны разноцветным огненным «знаменам», которые Моше видел у горы Синай над «станами» ангелов (р. Бхайе к Бемидбар, 2:2).

Рабейну Бхайе также указывает, что на более высоком уровне постижения эти четыре стана ангелов были связаны, в свою очередь, с четырьмя ликами керувов, высеченными на Престоле Славы Всевышнего. Так, лик льва был связан со станом ангела Гавриэля, которому соответствовал стан Йеуды, – и на знамени колена Йеуды был изображен лев. Лик человека был связан со станом ангела Михаэля, которому соответствовал стан Реувена, – и на знамени Реувена было изображение человека. Лик быка был связан со станом ангела Рефаэля, которому соответствовал стан Эфраима, – и на знамени этого колена был изображен бык. А лик орла был связан со станом ангела Уриэля, которому соответствовал стан Дана, – и на знамени Дана было изображение орла. «И если ты хорошо осмыслишь всё, о чем я упомянул, – пишет рабейну Бхайе, завершая описание устройства станов в Синайской пустыне, – то постигнешь, как воинства сынов Израиля на земле связаны и соединены с воинствами ангелов-служителей в высших мирах. И тогда ты осознаешь величие нашей святой Торы, и тебе откроются сокровенные тайны мудрости» (там же).]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=25878