Цари мира — Афтара главы Пинхас

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2358
цари мира

«И рука Г-сподня была на Элияу. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до входа в Изреэль» (Млахим 1, 18:46).

После того как Всевышний совершает чудо через пророка Элияу на горе Кармель, царь Ахав отправляется к себе домой. Все это расстояние в несколько десятков километров пророк Элияу бежит перед колесницей царя Ахава. Зачем? Неужели, чтобы оказать ему почет?!

Человек обязан проявлять уважение к царю

Говорится в мидраше «Ялкут Шимони», что уважительное отношение к царям мы встречаем в поведении Моше. А вести себя так приказал ему Всевышний, когда было сказано: «И говорил Г-сподь Моше и Аарону, и давал им повеления к сынам Израилевым и к фараону, царю Египетскому…» (Шмот, 6:13). Подобное же поведение встречается у Йосефа, когда сказал он: «И отвечал Йосеф фараону, говоря: это не мое; Б-г даст ответ во благо фараону» (Берешит, 41:16). Также и Яаков не является исключением: «И известили Яакова, и сказали: вот, сын твой Йосеф приходит к тебе. И укрепился Исраэль, и сел на постели» (там же, 48:2). Здесь в роли представителя царской власти выступает Йосеф, и Яаков оказывает максимум уважения, насколько ему позволяет его состояние. А Раши приводит поговорку на арамейском: «Когда лис находится на вершине – почитай его». То есть несмотря на то, что настоящим царем зверей является лев, но если сейчас власть находится в руках лиса, то не спорь с ним. Склони голову из уважения к его положению. И пусть известно, что настоящие цари народа Израиля произойдут от Йеуды, сейчас, когда власть в руках у Йосефа, окажи ему почтение. Подобное поведение мы встречаем и у Ханании, Мишаэля и Азарии, которые оказали почет Невуходнецару. Так же себя вел и Даниэль. И все эти примеры учат нас одному правилу: человек обязан проявлять уважение к царю.

Это правило не совсем понятно. Ведь в большинстве приведенных примеров фигурируют нечестивые цари. И если бы не приказ Всевышнего, то вряд ли мы могли бы понять их.

Наша история с пророком Элияу не является исключением. Как может такой человек, как пророк Элияу, бежать десятки километров перед колесницей царя? Как мог он все время выдерживать такой ритм бега? Очевидно, что только потому, что Всевышний наделил его особым мужеством.

Однако не только одной формулировке вышеприведенного правила учат нас мудрецы и пророки. Они еще сочли необходимым показать нам, что всегда нужно разделять между личным, эмоциональным ощущением человека, и тем, чему обязывает нас закон. Когда царь Ахав набрасывается на Элияу с обвинениями во всех бедах, то пророк отвечает: «…не я навел беду на Израиль, а ты и дом отца твоего – тем, что вы оставили заповеди Г-сподни, и ты следовал Баалам» (Млахим 1, 18:18). Знай, Ахав, ты виновен в бедах народа. И не моя вина в том, что на землю Израиля не спускается дождь, а исключительно твоя.

Но даже и при таком положении дел, ничто не поможет Элияу избежать обязанности почтительного отношения к царю Израиля. И нужно уметь разделить между двумя противоречащими вещами, которые объединились в одном человеке.

Шауль – избранник Г-спода

Интересно, что в подобной ситуации когда-то оказался и царь Давид. В конце книги Шмуэля рассказывается о том, как в последние годы правления Давида в стране разразился страшный голод. Давид вопрошает Всевышнего о причине наказания и получает ответ: «…И сказал Г-сподь: за Шауля это и за этот дом кровопролития, за то, что он умертвил гивонитян» (Шмуэль 2, 21:1). В свое время царь Шауль умертвил несколько гивонитян (по другому мнению, лишил их источника пропитания, что стало причиной их смерти). Этим он нарушил клятву, данную им самим Йеошуа. Чтобы исправить произошедшее осквернение имени Всевышнего, по указанию Творца Давид вынужден предать смертной казни нескольких из потомков царя Шауля. Поясняется в трактате Брахот (12б), что Давид пытался умиротворить гивонитян любыми деньгами, но те продолжали настаивать на своем: «Пусть выданы будут нам семь человек из потомков его, и мы повесим их пред Г-сподом в Гиве Шаула, избранника Г‑сподня» (там же, 21:6). Но, цитируя этот стих, мудрецы удивляются. Гивонитяне, столь ненавидящие царя Шауля, называют его «избранником Г‑спода»? Конечно же, нет. Говорит Гемара, что начало стиха действительно произнесли гивонитяне. А дальше раздался голос с Небес, объявивший, что царь Шауль — «избранник Г-спода». Грех Шауля стал причиной того, что три года длился голод в Израиле. Но несмотря на это он продолжает оставаться помазанником и избранником Всевышнего.


http://www.beerot.ru/?p=42460