О значимости благословения после еды

Дата: | Автор материала: Зисси Скаржинская

2817
Ради возвышения души Зисл бен Авраам, благословенной памяти.

«Каждому, кто осторожен при чтении благословения после еды, пропитание дано все дни жизни его, с почетом» («Мишна Брура», с. 185). Осторожность в заповедях выражается в первую очередь в их точном исполнении. А желающий произнести Биркат а-Мазон точно, пусть читает с листа, а не наизусть.

Составитель «Мишны Бруры» постановляет (с. 183), что по закону чтение Биркат а-Мазон приравнивается к молитве Шмоне Эсре (Амида), как по структуре (в ней присутствует восхваление – просьба – восхваление), так и с точки зрения перерывов и возможности отвлечься внутри молитвы.

Следует отметить, что в крайнем случае, когда совсем нет времени и возможности, женщина может выполнить обязанность ежедневной молитвы посредством чтения Биркат а-Мазон, если она имела это в виду («Алихот бат Исраэль»). Это касается в первую очередь мам нескольких маленьких детей, которым тяжело оторваться от них даже на 10-15 минут, чтобы прочитать Шмоне Эсре с должным сосредоточением. И это разрешение на крайний случай, поскольку грудным детям очень тяжело терпеть любое неудобство, а особенно – голод. И наши мудрецы, благословенной памяти, отодвигают некоторые серьезные запреты перед плачем голодного ребенка. К тому же мама не может сосредоточиться, когда слышит плач младенца, и комкает благословение, чтобы скорее закончить молитву.

А также из схожести Биркат а-Мазон и Шмоне Эсре следует, что нужно благословлять, не отвлекаясь и не реагируя на посторонние раздражители ни звуками, ни жестикуляцией. Не говоря уже о том, что во время благословения после еды не отвечают на телефонные звонки.

Это касается как перерыва внутри фрагмента текста, так и между благословениями. По поводу ответов на «Кдуша» и «Барху» есть мнение Хазон Иша (Орах Хаим, 3:28): между абзацами можно разрешить, если идет молитва в столовой синагоги.

Бен Иш Хай (глава Хукат, 3) пишет, что «закон четырех благословений Биркат а-Мазон такой же, как закон молитвы Шмоне Эсре, и не отвечают, читая их, даже на “Кадиш”, “Кдуша” и “Барху”, а тот, кто услышал “Кадиш” или “Кдуша”, должен промолчать». И там же (5): «Законы Биркат а-Мазон и Шмоне Эсре одинаковы в этом, и нет отличия, кроме того, что Шмоне Эсре читают стоя, а Биркат а-Мазон – сидя».

А рав Шломо Залман Ойербах писал, что не отвечают «амен» во время чтения Биркат а-Мазон – точно так же, как в молитве (Амида), но если есть зимун (приглашение к совместной молитве, которое произносится, когда трое или больше совершеннолетних евреев ели вместе – прим. ред.), то отвечают «амен».

В трактате Брахот (50) написано: «Из благословений человека можно понять, невежда ли он». «Пеле Йоэц» (ст. «Брахот») говорит по этому поводу: «Следует человеку постараться узнать смысл слов в благословениях, которые он произносит, и вложить душу в то, чтобы благословлять с должной каваной (сосредоточением)».

И далее приведем мнение «Пеле Йоэц» (ст. «Брахот»): «И боящийся Небес пусть придерживается варианта, удовлетворяющего мнения всех поским (законоучителей) там, где есть спор в установлении закона. И стремящийся к чистоте деяний прибавит еще усилие, чтобы не поддаться обычной у многих забывчивости, и установит себе знаки, чтобы вспомнить и благословить, и, в частности, заключительное благословение […]. И есть многие неученые люди, которые думают, что благословляют, но их благословение не засчитывается, потому что они пропускают слова или части текста. И делают они два проступка сразу: получают удовольствие (от этого мира) без благословения, и произносят Имя Всевышнего понапрасну. Это плод торопливости, которая является плохим недугом. Ведь даже если произнесет всё благословение целиком, “позора и ярости будет предостаточно” (Мегилат Эстер, 1:18). Ибо благословлять Царя Славы скомканным благословением (браха хатуфа) – это не называется “благословлять”, а только хулить и позорить».

«Пэле Йоэц» приводит далее цитату из трактата Хулин (87): «Награда за благословение – десять золотых». Из этого изречения он делает вывод, что правильно произнесенное благословение привлекает к человеку материальные блага. И если человек готов в поте лица зарабатывать себе на пропитание, тем более стоит ему затратить усилия на более совершенное произнесение благословений.

В наше время, когда материальное положение многих людей стало тяжелым, чтение Биркат а-Мазон с листа вслух рекомендуется раввинами как одно из средств привлечения парнасы (достатка).


http://www.beerot.ru/?p=4418