Врата служения — Главы 39-40

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

2260
138 врат

Глава 39

Видя все происходившее в Храме, человек изо всех сил своих превозносился  над материальным миром, связывая себя с миром духовным и разрушая все преграды, мешающие этой связи. Он готов был отдать все сердце свое, всю душу и все силы свои служению Творцу, поднимаясь на самый высокий уровень в служении. Он приносил в Храм свою жертву всесожжения, благодарил и славил Создателя за многие Его блага и милости, которыми одаривает Он человека постоянно, с рождения и до самого этого дня. Ибо Он сотворил и создал его в удивительной мудрости и поддерживал жизнь его во чреве матери до рождения, и дал ему выйти живым из места закрытого и тесного, подобного могиле, на простор мира, из тьмы к свету. И младенцу приготовил Он пищу – молоко в материнской груди так, чтобы мог он пить в меру необходимости, чтобы насытиться, но не захлебнуться. Всевышний поставил ребенка на ноги и наделил его знанием, разумением, способностью речи и прямохождения в отличие от всех животных. Всевышний дал ему жизнь и успех в делах, спас его от множества несчастий, творя чудеса как явные и открытые, так и те, которых сам человек не замечает, как говорят мудрецы наши (Шабат, 17а), что «тот, с кем произошло чудо, не замечает его». Всевышний давал человеку все необходимое каждый час и каждое мгновение. Живи он и две тысячи лет и служи Творцу постоянно и изо всех сил, не смог бы отплатить Ему и за тысячную долю всех данных ему благ. Как сказано (Йов, 41:3): «Кто это опередил Меня – отплачу ему» (т. е.  – никто не опередил).

И когда поймет и осознает человек, сколь недостаточно служение его Творцу и что не исполнил он и на тысячную долю своего долга перед Ним, заплачет он, огорчившись сердцем и станет просить милости душе своей. Возложит он руки на голову своей жертвы и вознесет молитву Г-споду Б-гу своему, обращаясь к Нему от всего сердца: «Владыка миров! Ведомо и явно пред Тобой, что желаю я исполнять волю твою и что хотел бы я отдать Тебе и самое дорогое, что есть у меня – душу мою, и что хотел бы быть зарезанным пред Тобою, как ягненок для всесожжения, и быть сожженным на жертвеннике Твоем в угоду Тебе. Но в великой милости и милосердии твоем не пожелал Ты смерти людей, но жизни их пред Тобою и службы их в истине и прямоте сердца. И Ты приемлешь дух человека – помыслы его, чистые, прямые и цельные вместо души – жизни человека, поскольку явно и ведомо тебе, что готов он отдать и душу свою. И поэтому да будет угодно, Г-сподь Б-г мой и Б-г отцов моих, чтобы была жертва эта вместо меня, кровь ее – вместо крови моей, тук ее – вместо тука моего, мясо ее – вместо мяса моего, кости ее – вместо костей моих. И все, что будет сделано с ней, пусть зачтется, как сделанное со мной. Ибо известно Тебе, что я хотел бы этого, будь на то воля Твоя. И все это было бы легко для меня и столь незначительно в сравнении с великой мерой долга служения Тебе».

И когда резали жертвенное животное, человек, видя это, представлял себе, как будто он сам зарезан. И сердце его вскипало жалостью и плакал он горячими слезами сострадания. И благодарил он и восхвалял благословенного Б-га, говоря: «Владыка миров! Если бы не милость твоя великая и милосердие, был бы я зарезан подобно этому животному, ведь подобало бы мне послужить Тебе самым дорогим, что у меня есть – жизнью,  и того было бы мало. И посему, да будет угодно Тебе, Г-сподь Б-г мой и Б-г отцов моих, принесение в жертву этого животного, как если бы зарезал я себя, ибо ведомо и явно пред Тобою, что так бы и поступил я, будь на это воля Твоя».

И так же, когда коэн собирал кровь жертвы в сосуд, хозяин ее представлял себе, как будто это его кровь, и в сердце его вскипала жалость, и благодарил он, и восхвалял благословенного Б-га, как прежде. И так же, когда несли кровь к жертвеннику и брызгали ею на жертвенник, представлял он себе, как будто это его собственная кровь. Так же и когда сжигали части жертвы. И, видя все, что делается с животным, он представлял себе это происходящим с ним самим. И вскипало сердце его жалостью, и плакал он слезами сострадания, и благодарил, и восхвалял благословенного Б-га всем сердцем, в совершенном единении с Ним, в помыслах непорочных, чистых и ясных, как говорилось прежде.

Глава 40

И когда в сердце человека поселятся такие мысли, чистые, твердые и ясные, не оставляя места и для примесей чуждых помыслов, сольется душа его совершенно с миром вышним и станет угодна Создателю своему. И все, что сделано с жертвенным животным, будет засчитано, как будто сделанное с ним, как если бы принес он в жертву самого себя. Поэтому говорят мудрецы наши (Звахим, 47а), что хозяин жертвы может сделать ее непригодной неподобающими мыслями, как сказано (Ваикра, 7:18): «Приносящему ее (жертву) – не зачтется (לא ייחשב можно прочитать как לא יחשוב – «пусть не думает»)  – приносящий ее пусть не допускает неподобающих мыслей. Кроме того Тора зачастую называет хозяина жертвы (а не только коэна) приносящим ее. И это потому, что он, как будто приносит в жертву самого себя. Мудрецы наши упоминают об этом, говоря о жертвоприношении бедняка. Сказано (Ваикра, 2:1): «Душа [человеческая], если принесет хлебное подношение …» Кому свойственно подносить хлебное подношение? Говорят мудрецы: «Бедняку». Сказал Всевышний, благословен Он, что зачтет бедняку его жертву, как будто принес он душу свою перед Ним (Менахот, 104б). И это — в силу его чистых помыслов и цельных намерений, как говорилось. Мудрецы же наши упоминают все это в связи с жертвоприношением бедняка подобно сказанному (Менахот, 110а): «Много ли приносит человек или мало, главное, чтоб обратился он сердцем к Отцу своему небесному. [Здесь часть текста утрачена.]

Выходит, что коэн, приносящий жертву подобен коэну в высшем мире, как говорят мудрецы наши (Менахот, 110а): «Жертвенник в нижнем мире – как жертвенник в вышнем, на котором ангел Михаэль возносит души праведников».

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=3315