Точка истины — Сущность внутри, а не снаружи

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1899

Выступление в школе «Бейт Яаков» для девочек из семей гурских хасидов

В доме великого адмора

Начнем с небольшого предисловия.

Моя мама родилась в Цфате. Ее отец был слонимским хасидом. В силу определенных причин он был вынужден переехать в Америку. И мама была единственной американкой, приехавшей в Краков учиться у Сары Шнирер.

Она дважды проводила там летние каникулы. Вместе с ней училась Вихна Каплан, рабанит Каплан, впоследствии основавшая «Бейт Яаков» в Америке. Она была чуть старше мамы.

В те времена был разгул «просвещения». Символом же настоящего еврейства была организация «Агудат Исраэль». Как-то во время каникул рабанит Каплан устроила моей маме, приехавшей из Америки, «турне» по еврейским местечкам Европы, их целью было встретиться с великими еврейскими мудрецами.

И мама удостоилась побывать у многих мудрецов: у рава Баруха Бера Лейбовича, у машгиаха рабейну Йерухама Лейбовича, у рава Меира Шапиро из Люблина и у других…

Но особое впечатление, которое она сохранила в глубине души, произвела на нее встреча в дни Рош а-Шана с адмором из Гур, которого называли старым адмором или, по названию его книги, «Имрей Эмет». Да защитят нас его заслуги! В тот Рош а-Шана в доме адмора, кроме него и рабанит, были только их дочери, младший сын и моя мама. И никому из хасидов не разрешалось заходить! (Маму пригласили, потому что она была внучкой адмора из Слонима.)

Представьте себе, что юную американку, приехавшую в Польшу учиться в «Бейт Яаков», пригласили в дом Гурского Ребе. Это было что-то небывалое!

На маму это произвело неизгладимое впечатление. Глядя в окно, она видела десятки тысяч хасидов, прибывших из Варшавы и ожидающих снаружи. Она вернулась в Америку, впечатленная личностью адмора.

И сегодня я чувствую, что поскольку моя мама сидела за столом адмора с его женой и детьми, слушала «Кидуш» из его уст, для меня особая честь – выступать в гурской школе «Бейт Яаков».

Точка истины

Польская хасидская община, частью которой является община гурских хасидов, по сути, совершила переворот в хасидизме. Изначально хасидизм основывался на изучении мудрости Каббалы. Гурский хасидут, который вырос из хасидута Коцка, внес в хасидизм серьезные изменения.

По моему мнению, «ворт» польских хасидов вообще и Гурских хасидов в частности является точкой истины. Гурский хасидут всегда был «а пинтале эмес» – точкой истины!

И нет ничего настолько противного этой точке истины, как то, что сегодня принято называть «западной культурой». «Западная культура» – полная противоположность «а пинтале эмес».

Сущность этой культуры – внешние проявления!!! Все должно быть разукрашено, должно блестеть и впечатлять своим внешним видом и яркими красками…

По сути, на этом строится любая реклама. Каждый уважающий себя магазин вкладывает сотни, а то и тысячи долларов в оформление витрины. Они прекрасно понимают, что витрина притягивает наше внимание, иначе бы они не вкладывали в это такие деньги.

И это – полная противоположность «а пинтале эмес», настоящей реальности. И не было еще поколения настолько запутанного, настолько далекого от этой точки истины.

«А пинтале эмес» заключается в том, чтобы быть настоящим евреем. Верно, существует множество красивых украшений, и не только в физическом мире, но и во всем, что касается идишкайта. Когда мы молимся «Шмоне Эсре» или учим лист Гемары, мы должны искать точку истины, а не только то, что ее обволакивает.

Мне кажется, что для человека, ищущего истину, есть принципиальная разница между истиной, и «а пинтале эмес» – совершенной истиной! Это та сила, с помощью которой можно идти по улице, взирать на западную культуру и «виш авек» – презреть ее от начала до конца!

И это – особое предназначение всех, кто имеет отношение к этому святому месту под названием Гур – воспользоваться этой чудесной силой, для того чтобы «ойфцулахен ойф дэр вэлт» – высмеивать этот мир, его ложь, проникая в точку истины!

Если вы не понимаете, о чем я говорю, извините меня, но у вас нет права здесь находиться!.. Наверное, я чересчур резко выражаюсь, тем не менее, вам стоит это проверить.

В Америке, да и во всем современном мире, решение о том, что следует делать, а что нет, принимается в зависимости от того, как поступают все. Мы едим то, что едят все, говорим о том, о чем говорят все, едем в отпуск или за покупками – как все. Все наши решения мы принимаем, полагаясь на то, что мы видим и слышим. Мы подстраиваемся под окружение и под господствующую культуру.

Сила взять это все и отбросить от себя, абстрагироваться от него, – это сила жизни с «а пинтале эмес»!

Признание вечности души

Признание существования «жизни после смерти» зависит от той же точки истины.

Давайте не будем обманывать самих себя. Мы здесь не навечно. Для каждого когда-то придет его час. Вопрос, что происходит с душой после этого.

Вообще-то идея о вечном существовании души – не религиозная идея. Понимание того, что душа продолжает жить, после того как выходит из тела – это очевидный вывод для человека, обладающего неискривленным разумом. Это же так просто: когда сердце перестает биться, личность человека покидает тело и продолжает жить вечной жизнью.

Один молодой человек решил пойти учиться в университет. Я сказал ему: «Я хорошо тебя знаю. Ты – миллионер, тебе не нужна профессия для того, чтобы зарабатывать на жизнь. Для чего же ты идешь туда учиться? Не лучше ли вместо этого учить Тору?»

И он совершенно искренне ответил мне, что, действительно, идет туда не для того, чтобы получить ученую степень и возможность зарабатывать. Он идет туда «во имя Небес»… Он хочет, изучая биологию, обнаружить красоту Творения, он хочет, поняв, каким образом устроен атом, постичь чудесную мудрость Всевышнего.

Я сказал ему, что он не прав. И объяснил это при помощи притчи.

Жил-был один человек в Тель Авиве. И вот, он решил переехать в Америку. Он пришел в туристическое агентство, и ему предложили билет на транзитный рейс в Нью-Йорк с часовой пересадкой в Париже.

Человек тот не владел ни английским языком, ни французским. Он задумался. Целый час слоняться по Парижу, ни слова не понимая по-французски, не имея даже возможности купить что-нибудь в киоске – это неприятно…

И он решил время, оставшееся до перелета, посвятить изучению французского языка!

Спросили его: «А как же английский? Ты же собираешься жить в Америке, как ты справишься там без языка?»

Ответил тот человек: «Я буду решать проблемы по мере поступления. Ведь сначала я еду во Францию, значит, сначала надо выучить французский. А потом можно будет заняться изучением английского…»

Семьдесят лет жизни в этом мире на фоне Вечности являются коротким мгновением. «Ибо лишь на мгновение Его гнев…» (Теилим, 30:6). Человек живет в этом мире, «изучает» принятый в нем язык и не задумывается о том, что происходит. Остановись на минуту, подумай. Что ты делаешь? Сколько еще времени ты собираешься здесь находиться?! Потом ты придешь в мир Вечности, а там говорят на другом языке – на языке идишкайта, Торы и добрых дел. А он «решает проблемы по мере поступления» и не задумывается о будущем!..

Это простой взгляд на действительность. «Дни наши на земле – как тень» (Диврей а-Ямим I, 29:15). И сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Если бы эта тень была как тень от стены, или как тень от дерева… Но это – промелькнувшая тень, как тень от птицы, птица промелькнула, и тень ее – вместе с ней» («Ялкут Шимони», Ваехи, 155). Осознание того, что вся наша жизнь на фоне Вечности является коротким мгновением, это и есть «а пинтале эмес»!

Смрад этого мира на фоне настоящего наслаждения

Добавим сюда чудесную историю, которую рассказывают про адмора из Коцка.

В конце жизни он принял на себя полную отрешенность от мира. Он закрылся в своей комнате на несколько лет, там он учился и молился, и ни у кого из его учеников и хасидов не было с ним никакой связи.

Раз в несколько месяцев он выходил оттуда, говорил какую-нибудь одну фразу, и эту фразу его хасиды изучали в течение двух месяцев. Кроме этого, с ним невозможно было ни о чем поговорить!

Для хасидов это была катастрофа, ведь он же был их учителем и наставником в служении Всевышнему. И поскольку им ужасно хотелось знать, чем же адмор там занимается, они тихонько снаружи подобрались к окну его комнаты и чуть-чуть приоткрыли его. Они увидели адмора, сидящего за столом спиной к окну.

И тут, к большому их удивлению, адмор, который, безусловно, не видел их, сказал: «Фармахт дэр фэнстер, дэр вэлт штинкт!» («Закройте окно, этот мир дурно пахнет!»).

Чуть приоткрытого окна достаточно было адмору из Коцка, чтобы почувствовать смрад, доносящийся с улицы!

Какое чудесное предложение! Все видят вокруг себя красивый мир, цветной, притягательный, сулящий получение удовольствий. А ребе просит: «Закройте окно, этот мир дурно пахнет». Это все та же «а пинтале эмес»!

Сегодня, когда мы учимся в школе, а иногда еще и готовимся к экзамену в течение нескольких часов, мы чувствуем потребность «проветриться», подышать свежим воздухом. И что мы тогда делаем? Берем развлекательный журнал и начинаем его читать… Это называется «свежим воздухом»?! Это смрад, грязь! Стих из Торы или Пророков, высказывание наших мудрецов, благословенной памяти – это сладкие слова! Их можно назвать глотком «свежего воздуха», ведь это Всевышний, образно говоря, разговаривает с нами. Как это замечательно!

Вот она, «а пинтале эмес»!

Мир полон лжи, в нем нет почти ничего настоящего. Мы живем в стране, в которой господствуют три волшебных слова: игра, наслаждение и развлечение. Суть нашей жизни – наслаждение (кейф – заимствованное слово, которого нет в святом языке) и развлечение (бидур – «размазывание» времени без какой бы то ни было цели)!..

Мы должны найти «а пинтале эмес», найти настоящую красоту, настоящее наслаждение, найти жизнь, Тору жизни, Б-га живого. И тогда мир для нас уже не будет существовать!

«И была я верна Ему, и была я радостью Ему каждый день»

«Если бы не Тора – радость моя, пропал бы я в моем несчастье» (Теилим, 119:92). Царь Давид называет Тору радостью («шаашуа»; это слово можно также перевести как «забава»).

Как это понимать?

В современном иврите словом «шаашуа» называют игрушки, то, от чего получают удовольствие, то, в чем есть «гешмак» – вкусность. У каждого – свои игрушки. Маленькому ребенку покупают конструктор с большими деталями. Когда он подрастает, он играет в конструктор с деталями поменьше. Достигнув двадцатилетнего возраста, он уже обычно в конструктор не играет вообще. Почему? Это не его уровень.

«Тора – радость моя». Тора была игрушкой для царя Давида, мир ему, он получал от нее удовольствие, как ребенок получает удовольствие от любимой игрушки!

А кто еще получал удовольствие от Торы?

«И была я верна Ему, и была я радостью Ему каждый день, веселясь пред Ним все время» (Мишлей, 8:30) – Тора говорит нам, что она – радость для Всевышнего, образно говоря! Всевышний – Творец миров. Весь этот мир Он создал при помощи одной буквы «ה». Но Тора для Него, благословенного, – радость! Когда Всевышний – Творец всех миров – учит стих из Пятикнижия, Он, образно говоря, испытывает огромное наслаждение! Как это сладко, какой «гешмак»!

Первым доводом «просвещенцев» было утверждение, что Тора скучна, не дай Б-г. Но сам Всевышний говорит, что для Него изучение Торы нисколько не скучно, это как раз Ему по вкусу, это забава для Него!

«И вышел огненный львенок из Святая святых»

А теперь я выскажу чудесную идею. Гемара рассказывает нам, что две тысячи четыреста лет назад дурное начало сильнее всего проявлялось в идолопоклонстве. Каких только идолов не было в те времена – деревянные, каменные, серебряные, золотые…

И так сильно было влечение к идолопоклонству, что наши мудрецы, рассказывают об удивительном происшествии во время разрушения Первого Храма: «Праведник Элияу ухаживал за голодающими жителями Иерусалима. Однажды он увидел в мусорной куче распухшего от голода малыша. Спросил он его: “Из какой ты семьи?”, тот ответил. Спросил его: “Остался ли кто-нибудь из этой семьи?” Сказал малыш: “Никого, кроме меня”. Спросил его: “Если я научу тебя словам, которые дадут тебе жизнь, ты их выучишь?” Тот ответил: “Да”. Сказал ему: “Говори каждый день: Слушай, Израиль, Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь один”, ответил малыш: “Замолчи, не упоминай Имя Всевышнего, мои родители не учили меня этому!” Достал из-за пазухи божка, и обнимал его, и целовал его, пока не лопнул его живот, и упал божок на землю, и он замертво упал на него. И осуществилось написанное: “И повергну трупы ваши на разбитых идолов ваших” (Ваикра, 26:30)!» (Санедрин, 63б).

Настолько сильным было стремление к идолопоклонству в те дни!

Члены Великого Собрания, те самые сто двадцать старейшин, составившие текст молитвы «Шмоне Эсре», которую мы молимся, были еврейскими мудрецами в период между Первым и Вторым Храмами.

Рассказывает Гемара (Йома, 69б), что после разрушения Первого Храма эти мудрецы просили Всевышнего смилостивиться и отдать в их распоряжение дурное начало, влекущее евреев к идолопоклонству: «Так сказали: “Ой-ой-ой, это дурное начало – причина того, что Всевышний разрушил Храм, сжег Свое Святилище, убил праведников и выгнал еврейский народ из их страны. И это дурное начало до сих пор пляшет среди евреев. Ты дал нам его, чтобы мы смогли получить награду. Не нужно нам ни его, ни награду за его преодоление!”

И с неба упала записка с одним словом “истина”!

После того, что они постились в течение трех дней и трех ночей, это дурное начало было отдано в их руки.

И вышел огненный львенок из Святая святых. И сказал пророк Израилю: “Вот оно – дурное начало, ответственное за идолопоклонство!”».

Далее Гемара описывает, как его связали и убили, искоренив из мира влечение к поклонению идолам.

И тут есть очень серьезная проблема. Если бы меня спросили, где обитает дурное начало, влекущее к идолопоклонству, я бы ответил, что в университете или в другом подобном месте. А наши мудрецы, благословенной памяти, говорят нам, что оно вышло из Святая святых! Владыка мира, что ему делать там, в самом святом месте на земле?!

За этим скрывается что-то очень важное! Пророчество – это разговор со Всевышним. И написано, что когда было уничтожено дурное начало, ответственное за идолопоклонство, закончилась и эпоха пророчества. С того времени пророчества в мире больше не существовало!

Ведь это та же энергия! Духовная энергия разговора со Всевышним, противоположностью которого является вышеописанная история: «Достал из-за пазухи божка, и обнимал его, и целовал его, пока не лопнул его живот, и упал божок на землю, и он замертво упал на него». Это две стороны одной медали. Самая красивая вещь в мире – она же и самая отвратительная! Если ее используют для святости – она самая красивая. А если для нечистоты – самая ужасная!

Например, чудесное понятие самопожертвования. Тысячи, десятки тысяч евреев на протяжении истории жертвовали собой ради освящения Имени Всевышнего. «Отец наш, Царь наш, помилуй нас в заслугу погибших за освящение Твоего Имени». Я говорил с одним человеком, который был в Кельме во время Второй Мировой войны и видел своими глазами, как вели на смерть учащихся кельмской ешивы. Они пели: «Алейну лешабеах» («На нас возложено благодарить…»)! Самопожертвование!

Но то же самопожертвование мы можем обнаружить и в идолопоклонстве. Пророк Элияу говорит малышу: «Скажи “Шма, Исраэль” и будешь спасен от смерти»! А он отвечает: «Не скажу»! И достает своего божка, обнимает, целует и умирает! Самопожертвование. Та же энергия, та же сила!

Это мы обсудили для примера, а теперь вернемся к нашей теме.

Истинная «забава»

Америка – центр западной культуры. Сегодня великие головы мира озабочены одним: создать что-то еще более вкусное, еще более наслаждающее, еще более развлекательное. Когда я был ребенком, нам рекламировали тринадцать сортов мороженого. А недавно, пройдя мимо лотка с мороженым, я увидел, что мне уже предлагают двадцать восемь!.. Вот чем занимаются гении мира.

Зайдя в супермаркет, мы видим перед собой полки, заставленные всевозможными продуктами. Сто сортов конфет, десятки сортов печенья… Пройдя мимо пекарни, мы тоже сталкиваемся с огромным выбором разноцветных пирогов – пятислойных, восьмислойных…

В чем дело, чем все озабочены? Одним-единственным – получением удовольствия от жизни!

И у каждой вещи есть свое название. То, что раньше называлось грязью, сегодня именуется искусством. Чем представитель «искусства» занимается целыми днями? Самой отвратительной грязью!.. То, что раньше называлось ересью и глупостью, сегодня величается наукой, теорией… А цель у всего одна – получение удовольствия от жизни!

Откуда это все? «И вышел огненный львенок из Святая святых». Это все – из Святая святых!

Что же может сделать человек, чтобы это стало самым великим и самым святым? Искать удовольствия!!! Забавляться! Вопрос только в том, чем он будет забавляться!

Для Всевышнего, благословенного, истинной «забавой» является святая Тора. А мы пребываем в мире, где все вертится вокруг «кейфа».

Юноша сидит и учит Тору. Если его спросят: «Для чего ты учишься?», он ответит: «Хочу стать мудрецом, хочу преподавать другим»… У него есть какие-то устремления. Но ведь и Всевышний учит Тору. Для чего? Каковы его устремления? Ответ один: забава! Образно говоря, Творец всех миров любит учить Тору, для него это высшее наслаждение!!!

Молитва! Все мы молимся, но получаем ли мы от этого удовольствие?!

В нашей общине я выступаю в роли ведущего молитву «Неила». И если я затягиваю молитву на несколько минут, меня уже поторапливают…

А папа мой рассказывал, что в ешиве Мир «Неилу» заканчивали через несколько часов после захода солнца! Великий машгиах рав Йехезкель Левинштейн был привычен к этому обычаю в ешиве Мир в Польше, и ему очень мешало, когда он приехал в ешиву Поневеж, что там «Неила» заканчивалась точно с заходом солнца. Он не мог с этим смириться. Что же он сделал? Закончив «Неилу» в ешиве, он брал с собой миньян ешиботников, закрывался с ними в небольшой комнате, и продолжал молиться «Неилу» еще два часа.

Зачем? Какой в этом смысл?

Я по наивности думал, что дело в том, что каждое слово молитвы в Йом Кипур очень дорого, можно попросить о достатке, о хороших детях, обо всем. Но когда я задал этот вопрос одному из тех, кто был в ешиве Мир в Польше, он ответил мне, что причина не в этом, а в том, что молитва эта доставляла им такое удовольствие, такой «гешмак», что ее просто невозможно было прекратить!

Эти евреи молились и не могли перестать молиться. Так им был «вкусен» разговор со Всевышним, они чувствовали, что творят миры. Они не могли остановиться, как порой не может остановиться человек, когда ест что-то очень вкусное.

Любая молитва имеет ценность, но особенно красивая молитва – это та, которая является «забавой». Остановитесь на минутку, задумайтесь над смыслом слов: «Возвеличу Тебя, Б-г мой, Царь», «За чудеса Твои, за блага Твои, которыми Ты одаряешь нас во всякое время, вечером, утром и днем»…

Проблема в том, что у нас нет времени «играть» в молитву, получать от молитвы удовольствие, ведь мы торопимся играть в другие игры. Но ведь именно это – забава и радость для Всевышнего!

Самая большая святость заключается в забавах Всевышнего, а самая большая нечистота – в том, что у человека есть другие забавы, что он тратит время на то, что не имеет ценности – на книги, журналы, прослушивание новостей. «Достал из-за пазухи божка, и обнимал его, и целовал его, пока не лопнул его живот, и упал божок на землю, и он замертво упал на него»! Потратить «ди шенсте йорн фун лэбн» (лучшие годы жизни) на всякую ерунду – это сродни смерти!

Машгиах из Мира, рабейну Йерухам Лейбович, писал, что однажды, когда он был болен, врач запретил ему учиться и порекомендовал сходить на концерт (тогда еще можно было ходить на концерты, не то, что сейчас): «И я пошел на концерт, и так мне стало жаль людей, которые собственными руками разрушают свою жизнь, что я разболелся еще больше! Если бы врач увидел это, он бы, безусловно, выгнал меня оттуда. И потому я встал и покинул это место».

Вы должны понимать, и я говорю это со всей ответственностью: мы пришли в этот мир, чтобы получать удовольствие! Но это должно быть правильное удовольствие! Каждая из вас может взять в руки молитвенник и наслаждаться им, любить его! Она может понять, что она должна делать в этом мире, для чего она находится здесь. Помнить, что есть «а пинтале эмес».

«А пинтале эмес» – это наслаждаться истинным наслаждением. Любить истину, любить Тору и заповеди, любить Всевышнего, благословенного. Во время мытья посуды надо получать удовольствие от работы, осознавая, что вы выполняете заповедь благотворительности и заповедь уважения родителей.

Это непросто – задвинуть в сторону целый мир, но это – традиция, которую вы получили от ваших святых предков, и когда вы сможете это осознать, вся ваша жизнь изменится! Вы удостоитесь того, что для вас осуществятся слова царя Давида: «Тора – забава моя», испытаете наслаждение и увидите свет, заключенный в соблюдении Торы и заповедей.

 Перевод Х. Берман

 


http://www.beerot.ru/?p=21466