Полный поворот — Наша жизнь полна неожиданностей

Дата: | Автор материала: Мишмерет а-Шалом

1479

Представьте себе: группа веселых детей окружила бабушку, которая вернулась из месячного путешествия в Америку. Бабушка раздает внукам сладости, и вдруг замечает, что «особенных» конфет у нее всего пять – а внуков шесть! Маленькая Наоми подает голос и спасает ситуацию: «Бабушка, я не против уступить и остаться без этой конфетки. Дай кому-нибудь другому, я просто рада, что ты к нам приехала!». Такая необыкновенная сила – в такой маленькой девочке…

Пятеро детей наслаждаются конфетой, оберткой, сладостью карамельной начинки – но ведь уже через полчаса они попросту забудут о съеденной сладости, и от конфеты ничего не останется! А вот у маленькой Наоми сладкий вкус останется надолго – на всю жизнь!

Как часто у нас нет повода для того, чтобы простить и уступить: «Я права… Мне это полагается по праву… Я не виновата – почему я должна уступить?»

Ватранут – подняться над естественными порывами нашей натуры – совсем не простой поступок. Однако это, бесспорно, стоит того – мир, который мы поддерживаем, и знание о том, что приобретенное нами остается с нами навечно.

В нижеописанной истории обычная семья поднялась чуть выше, чем того требовала логика и житейские законы, и при этом не осталась в проигрыше. Любая уступка, каждый раз, когда мы бываем чуть лучше, чем мы можем быть, все, что мы делаем, чтобы избежать раздоров и споров, каждая мелочь, в которой мы судим других с лучшей стороны, даже когда они нас крепко обидели или расстроили, – все это вечные ценности и достижения. Проходит год, десять, двадцать лет – и мы давно забыли свои обиды и неприятности, однако прощение, каким бы трудным оно ни было изначально, остается. Всевышний никогда не забывает, и Он всегда щедро вознаграждает тех, кто следует Его путями во имя мира и добра.

Семья Розен нечасто выезжала на отдых. Учитывая количество детей – бли айн а-ра, от девушек на выданье до малышей – такие поездки было чисто технически сложно организовать, не говоря уже о том, какую брешь в семейном бюджете это бы означало. И вот, одним прекрасным днем где-то в середине июля, за обедом, рав Розен сделал торжественное заявление, которое было встречено всплеском восторга и радостными восклицаниями. Оказывается, через пару недель, как раз в начале каникул, вся семья – да-да, все многочисленное семейство Розен, со всеми одиннадцатью детьми – покинет свою скромную квартирку в Бней Браке и поедет на север, в Цфат, где они проведут несколько великолепных дней!

Рав Розен забронировал милый коттедж с крышей из красной черепицы, ухоженной лужайкой, деревянными качелями, собственным бассейном, тенистым садом и потрясающим видом из окон! Коттедж был арендован на четыре полных дня отдыха, и все семейство немедленно приступило к составлению планов на отдых, не забывая каждый день вносить новые предложения, и вычеркивать оставшиеся до поездки дни в календаре на холодильнике.

В ночь перед поездкой г-жа Розен не смогла уснуть. Коридор был заставлен сумками и чемоданами, набитыми «под завязку», и, тем не менее, она неустанно перебирала в уме все, что могло им понадобиться в поездке, в надежде, что ничего не забыто. Детское питание, надувные круги, бумага и карандаши, пластыри и средства первой помощи, и еще много, много всего. Шницели, кугели, булочки и салаты были упакованы в контейнеры и ждали своего часа в морозилке и холодильнике.

С первыми лучами солнца рав Розен с сыновьями ушли молиться ватикин, чтобы как можно скорее отправиться в путь и не упустить ни часа из их замечательного отдыха. Вскоре старшие дети уже выносили чемоданы из подъезда, вся семья удобно расположилась в микроавтобусе, и не прошло и 15 минут, как все они счастливо махали на прощание улицам Бней Брака.

В дороге все разговоры крутились вокруг того, чем семья Розен будет занята в ближайшие четыре дня: «Мои друзья подсказали мне множество интересных мест, которые стоит посетить в Цфате, – сказал Цви братьям и сестрам. – Мы можем пройтись по улочкам Старого города…» «И у меня есть список мест, куда мы можем съездить, – добавила 10-летняя Бини. – Я составляла его все то время, пока мы готовились к поездке!» «Неподалеку располагается старинное кладбище 15-го века, — сказал 15-летний Моти. – Много больших мудрецов Торы, гдолим предыдущих поколений, похоронены в Цфате». «Я знаю! – Ицик перебил старшего брата, – Аризаль похоронен в Цфате, и многие специально ездят туда, чтобы помолиться на его могиле, наш ребе рассказывал нам!»

Уставшая от нескольких дней непрерывной подготовки к поездке, г-жа Розен отдыхала в пути, насколько это позволяло пассажирское сиденье, и не могла не улыбаться, слыша разговоры детей и наблюдая их радость. «Какая это прекрасная идея, – думала она уже в который раз, – детям нужен отдых после года учебы и сложных экзаменов, для мальчиков это прекрасная смена обстановки после стольких месяцев в общежитии ешивы, да и мне этот отдых явно не помешает…»

Панорама за окном менялась очень быстро: банановые плантации сменялись холмами Галилеи, которые развернулись во всей своей красе. Розены вдыхали чистый горный воздух, а их микроавтобус уже пробирался по узким улочкам Цфата. Машина остановилась как раз напротив коттеджа, и тут… скажем так, «магия испарилась».

Черепичная крыша, большой сад, подстриженные кусты, шелковистая травка, качели и бассейн – все было точно как на картинке! Единственное, что совсем расходилось с их ожиданиями – в коттедже кто-то жил!

В течение нескольких минут появился хозяин дома. Бросив взгляд на микроавтобус, полный детей и сумок, он принялся лихорадочно листать свой блокнот с записями, и тут же, больно стукнув себя по лбу кулаком, начал причитать: «О Б-же, что я наделал!»

Объяснение последовало почти сразу, как только прошел первый шок: «Вот же она, ваша бронь, записана у меня в блокноте месяцем раньше. Как-то я ее пропустил и принял на эти же даты семью из Иерусалима. Это полностью моя вина, что они проделали длинный путь в Цфат и только что заселились, а теперь и вы… Что же это такое?!»

В мгновение ока от мечты об идеальном отдыхе семьи Розен остались лишь осколки. Нет коттеджа – нет каникул, нет ни качелей, ни бассейна… Не кинутся же они колесить по Цфату в поисках такого же домика в последний момент!

Младшие Розены плакали от отчаяния, г-жа Розен была вне себя от абсурдности ситуации, и старшие девочки с недоумением переглядывались, не до конца веря в реальность происходящего. Семья из Иерусалима чувствовала себя ненамного лучше. Очевидно, назревал крупный скандал и битва за права на коттедж.

Единственным, кто сохранял самообладание и ясность ума в этой ситуации, был рав Розен. С одной стороны, вымотанная жена и одиннадцать глубоко разочарованных детей. С другой стороны – груды чемоданов, рюкзаков, сумок-холодильников и термосов. Огромной силой воли раву Розену удалось удержать себя в руках и подумать о том, что даже подобные «непредвиденные обстоятельства» нужно встречать с достоинством и силой характера.

Рав Розен отозвал в сторонку жену для важного разговора. «С одной стороны, мы имеем полное право настоять на своем и требовать себе коттедж, который мы зарезервировали месяц назад и который по праву должен быть нашим на эти четыре дня. Хозяин на нашей стороне, он официально подтвердил нашу бронь, все карты нам в руки. Но, с другой стороны, мы могли бы и уступить в наших правах…»

«Сдаться просто так?!» Г-жа Розен даже не нашлась, что ответить на такое предложение. Как они могут даже подумать о том, чтобы вот так просто вернуться домой? Как они могут так разочаровать детей? Ее взгляд перебегал от милого домика перед ней к смущенному хозяину, от грустных детей к ничего не понимающей семье из Иерусалима. Было понятно, что кому-то придется уступить – но почему этим «кем-то» должны стать именно Розены?

«Мы можем уступить, леватер» – говорил ее муж, – «Не потому, что мы должны или кто-то нас заставляет, а просто потому, что мы сами хотим этого».

Кажется, дети окончательно поняли, что их радужным планам не дано осуществиться, и стояли, полностью опустошенные, разочарованно глядя на коттедж, который еще 15 минут назад считали своим. Используя свою известную спокойную манеру разговора, рав Розен объяснял детям, что все происходящее сейчас с ними – проверка Сверху. Правда в том, что они могут настоять на своих правах и выселить семью, которая заняла «их» коттедж. Однако, вместе с тем, им представилась уникальная возможность уступить по-крупному, так неужели они позволят такой уникальной возможности раствориться в воздухе? Не было похоже, что дети оценили уникальность такой возможности, это было за гранью их понимания. Папа был полон терпения, и снова и снова объяснял им – каждому на его языке – что все предначертано Свыше, и любое событие в жизни – это ступенька, позволяющая подняться выше, и абсолютно все – не только подарки судьбы, но и такие вот разочарования – в конечном счете, приводит к добру, надо только поступать так, как правильно, с полной верой в Творца. Не обошлось и без подкупа – рав Розен пообещал детям, что совершенно точно по приезде домой он постарается, насколько это возможно, сгладить неприятные впечатления от неудавшейся поездки другими поездками, призами и сладостями. Потихоньку успокаиваясь и проникаясь духом сказанного папой, все семейство Розен погрузилось обратно в микроавтобус и вернулось домой, в Бней Брак.

Уже к обеду они были дома, распаковывая с такой любовью собранные сумки, возвращая полуразмороженные шницели и кугели в морозилку. Сколько было слов разочарования, сколько было слез обиды – все это сгладили как могли папа и мама, проявив максимум любви и понимания, словами ободрения, словами о вере в Творца и о важности хороших качеств.

На самом деле, они вернулись в Бней Брак нагруженные больше, чем выехали: они привезли домой бесценный груз – невероятное прощение, помноженное на веру в то, что ничего в жизни не происходит просто так.

Все еще под впечатлением от папиной речи о необходимости укрепиться в хороших качествах, старший и самый серьезный из братьев ушел в синагогу на Минху. Он вложил все эмоции от разочарований дня в молитву, и молился с потрясающей каваной, и уж точно ему было не до того, что в двух рядах позади него в это же время за ним наблюдал рав П.

Когда молитва окончилась, рав П. обратился к молодому человеку, сидящему слева: «Скажите, кто этот юноша? Кто его отец?» В этот момент рав Розен вошел в синагогу. «Вот его папа. Это прекрасная семья, юноша совершенно особенный, один из лучших учеников ешивы, а в качествах его характера вообще не приходится сомневаться. Если вы интересуетесь с целью шидуха – не теряйте такую возможность!»

Рав П. решил еще немного задержаться в синагоге, что дало ему возможность понаблюдать за равом Розеном во время молитвы в следующем миньяне. Рав П. уезжал в Кирьят Сефер с твердым решением. Встреченный в синагоге юноша из семьи Розен воплощал в себе все то, что он искал в женихе для своей дочери! Уже довольно долго они искали подходящего жениха, и именно этот юноша был как будто «случайно» послан им с Небес, и при этом был именно таким, о котором молилась вся их семья!

Действительно, откуда раву П. было знать о том, что Тот, Который еще до рождения определяет пару для ребенка, буквально вышвырнул Розенов обратно в Бней Брак аж с севера страны, путем столь неожиданного и неприятного поворота событий, только затем, чтобы рав П. встретил рава Розена и его сына в тот же день во время Минхи? Он и представить себе не мог, что если бы не благородная уступка Розенов, вся семья в это время плескалась бы в бассейне и качалась на качелях в просторном дворе, или прогуливалась бы по улочкам Цфата, или же молилась бы у могилы Аризаля о шидухе для своего старшего сына. И уж никак ему не могло прийти в голову, что их благородная жертва, несмотря на глубочайшее разочарование, которое они все пережили, вскоре принесет плод в виде настоящего семейного торжества.

Тем же вечером, после того как он сделал несколько уточняющих звонков, рав П. созвонился с шадханом, который организовал встречу дочери рава П. и сына рава Розена. Очень скоро пара обручилась, а папа невесты, преисполненный радости и счастья за дочь, предложил полностью обеспечить молодую семью!

«Мазаль тов!» – наутро после помолвки приветствовал рава Розена сосед. – «Пусть жених и невеста принесут вам много радости! Как вы устроили такой замечательный шидух? Ваш шадхан, должно быть, настоящий мастер своего дела! Знаете, ведь и у меня есть сын, которому пора найти пару; возможно, вы дадите мне телефон вашего шадхана, чтобы он и мне помог так же, как вам?»

Рав Розен улыбался. Мог ли он рассказать соседу правду о том, что их настоящий шадхан, тот, благодаря которому все состоялось, жил далеко на севере, в Цфате, не знал их семьи и никогда раньше не занимался шидухами, а на жизнь зарабатывал, сдавая свой коттедж отдыхающим? И как он мог признаться, что весь шидух стал следствием крайне неприятного недоразумения?

Правда в том, что когда мы выходим хоть чуть-чуть за рамки человеческой природы и вспоминаем, что все происходящее предначертано Свыше для нашего блага, то и наша награда не заставляет себя ждать.

Подготовила А. Швальб, по материалам издания «Мишмерет а-Шалом»


http://www.beerot.ru/?p=10747