Вкусовые ощущения

Дата: | Автор материала: Рав Йехезкель Асхаек

2553

Прежде чем перейти к следующим «вредителям», я бы хотел уделить несколько слов вопросу, почему пища с ярко выраженным вкусом (соленым, сладким, острым) для нас особо притягательна.

Существуют две причины, по которым мы едим. Без них, возможно, нас бы просто пришлось кормить…

Первая и знакомая каждому причина – ощущение голода.

Это ощущение приводит нас и к перееданию, к тому, что мы едим больше, чем нужно. Как с этим бороться я напишу, с Б-жьей помощью, дальше в главе 7, пункте 5.

Вторая причина – вкусовые ощущения.

Благодаря этим ощущениям мы едим то, что для нас вкусно, хотя это не полезно и не способствует укреплению здоровья. На этой проблеме я хотел бы остановиться подробнее.

Как бороться со вкусовыми ощущениями?

Наше взаимодействие с миром происходит посредством пяти чувств. Ответственными за эти чувства являются рецепторы, именуемые нервами. Каждое чувство реагирует на определенные раздражители, возбуждающие только его.

Например, обоняние связано с носом. Если мы захотим понюхать ухом, у нас ничего не получится. Слух связан с ухом. Если мы захотим послушать носом, у нас тоже ничего не получится. Вкус связан с языком. Если мы положим самое вкусное лакомство на любую часть тела кроме языка, мы ничего не почувствуем. Ни сладкого, ни соленого, ни горького.

«Не надо вожделеть всего, что вкусно, подобно ослу или собаке. Надо есть полезные вещи, горьки они или сладки. И не надо есть продукты, вредные для организма, даже если они приятны на вкус»

(Рамбам, Илхот Деот, глава 3, алаха 2)

«Глупец из-за своего недалекого ума будет хватать из еды то, что ему приятно на вкус, забывая, что это приводит к болезням. Поэтому сказали наши мудрецы: «Кто мудр? Тот, кто предвидит будущие результаты»»

(Этические послания раби Исраэля Салантера)

На языке находится более десяти тысяч рецепторов, поделенных на группы. Каждая группа рецепторов располагается в какой-то одной области языка и ответственна за строго определенный вкус. Передняя часть языка ощущает сладкий вкус, а задняя – горький, по сторонам – соленый и кислый (сегодня некоторые утверждают, что ответственным за разделение вкусовых ощущений является мозг, получающий информацию от всех рецепторов вместе). И все устроено удивительно мудро.

Понимание процесса облегчит нам борьбу, ведь мы знаем, что вопрос вкуса зависит всего лишь от ощущений языковых рецепторов, передающих информацию мозгу, а мозг уже переводит их на язык вкусов. Данные ощущения длятся считанные секунды, пока пища соприкасается с языковыми рецепторами. После того, как мы ее проглотили, мы уже и не чувствуем никакого вкуса, а только ощущение переедания или боли в животе.

В наше время в игру вступили заинтересованные организации и лица, которые ради собственной выгоды хитроумными способами проникают в центр вкусовых ощущений в мозгу человека и творят там нечто невообразимое. Каким именно образом?

С развитием технологий в лабораториях в ходе исследований были разработаны разные виды синтетических и химических веществ, оказывающих влияние на языковые рецепторы и позволяющих воссоздать ощущение различных вкусов. Это –разнообразные ароматизаторы, названия которых мы видим на этикетках промышленных продуктов. Например, можно создавать апельсиновый сок, в котором не будет ничего от апельсина, кроме ощущения вкуса апельсина на нашем языке. Так происходит вмешательство в творение и фальсификация не в нашу пользу и за счет нашего здоровья.

Индустрия изощряется и «прогрессирует», изучая новые пути влияния на вкусовые рецепторы с целью заставить человека потреблять все больше готовых продуктов.

Вы никогда не задавались вопросом, почему Всемогущий Творец мира не создал таких сладостей, как те, что изготовляются на фабриках? Ведь намного проще сделать конфету, чем сотворить инжир? Ответ: Всевышний по-отечески о нас заботится. Поэтому Он дал нам фрукты умеренной сладости, чтобы мы их ели, но тоже в меру. Во фрукты Он добавил фруктозу в умеренной концентрации и вместе с фруктовыми волокнами, чтобы эта сладость лучше переваривалась и усваивалась организмом, не нанося ему вред. Если бы фрукты были сладки, как все покупные сладости, мы бы ели их без перерыва, и это плохо бы сказалось на нашем здоровье.

Но так как производители изощряются в изобретениях, направленных против нас, у нас нет другого выбора, кроме как, в свою очередь, собраться с силами против них. Духовная подпитка даст нам силы побороть физические соблазны. Следующий отрывок, надеюсь, поможет вам укрепить свои позиции.

Я хочу обратить ваше внимание, дорогие читатели, что царь Шломо относил неправильное питание к одному из серьезных нарушений, совершаемых с помощью языка. И об этом говорится: «Жизнь и смерть во власти языка» (Мишлей 18:21).

И так пишет Рамбам:

«Переедание для организма, как ангел смерти, и это главная причина всех болезней. Большинство болезней обрушиваются на человека или из-за плохих продуктов питания, или из-за грубого поедания и набивания живота даже самыми полезными продуктами. И об этом царь Шломо сказал: «Берегущий уста свои и язык свой бережет душу от страданий» (Мишлей 21:23). То есть нужно беречь свой рот от употребления плохой пищи или от обжорства, а свой язык от пустых речей и говорить только по делу» (Илхот Деот, гл.4, алаха 15)

Можно подумать, что щепетильность в вопросах питания не более чем общая рекомендация, но стих ставит сдержанность уст и сдержанность языка на одни весы. Более того, мудрецы сначала пишут о сохранении рта от плохой пищи и только потом о необходимости сдерживать язык от запрещенных речей.

Итак, вы видите, насколько важно беречь свой рот от дурного питания и обжорства.

Чтобы проиллюстрировать суровость грехов языка, Хафец Хаим в своей книге «Шмират а-лашон» (в части «Память», гл.4) приводит Мидраш и отрывок из книги «Сифри Зута», написанный Ялкут на недельную главу Ки Теце:

«Сказал Святой, благословен Он: «От всех выпадающих на вашу долю бед Я могу вас спасти, но, что касается злого языка – следи сам за собой, и ты не останешься в проигрыше.

Приводится притча. Жил-был богач, который любил одного селянина. Однажды богатый пришел к бедному, справиться о его благополучии. А в той деревне была бешеная собака, кусающая прохожих. Сказал богач бедняку: «Сынок, если ты кому-то должен, – я дам тебе эти деньги. И не скрывайся от одолжившего тебе. Но если увидишь бешеную собаку, то от нее спрячься! Если она тебя укусит, то тут я вряд ли чем-то смогу помочь».
И так сказал Всевышний (Иов 5:19): «От шести бед Он спасает тебя», и далее (там же, 5:21): «От бича языка спрячься»».

Комментирует этот отрывок Хафец Хаим:

«Смотри, как точно мудрецы дают определение вреда от греха, творимого языком. Они сравнивают такого человека с укушенным бешеной собакой. И ведь действительно, как написано в трактате Йома (стр. 84): «Тому, кого укусила бешеная собака – нет лечения». И о грехе, совершаемом языком, сказано: «Тому, кто привык к этому греху, не дай, Б-г, – нет исправления»».

Центральное место в нашей жизни занимает способность к преодолению трудностей, умение побороть свои негативные желания. С этого еврей начинает свой день, – как пишет Шулхан Арух в первом пункте раздела Орах Хаим: «Пусть преодолеет (себя), как лев, чтобы встать с утра для служения Творцу». «За каждую минуту, когда человек преодолевает себя и ограждает свой язык от запрещенных речей, он удостаивается сокрытого света, который Всевышний бережет для праведников» (из письма Виленского Гаона). То же самое по отношению к еде: умение себя преодолеть, оберегая свой рот от вредной пищи, охраняет человека от множества бед.

Дополнительная параллель между запрещенными речами и едой: точно так же, как разговаривать можно только на пользу дела, так и питание должно приносить только пользу человеку. И об этом пишет Рамбам: «Не ешь то, что вкусно, а только то, что полезно».

Хафец Хаим приводит поучительную притчу о бедах, которые может принести язык, в предисловии к своей книге «Ховат а-шмира»:

«Допустим, у человека есть 248 ткацких станков. Из них 247 – ручных и только один работает на пару, так что его выработка равняется совокупности выработок всех других станков. Так и язык человека: грехи, которые он способен совершить языком, равны грехам, которые могут совершить все остальные органы вместе взятые. Добавьте к этому скорость, с которой язык может совершать грехи, и вы поймете, как человек в кратчайшие сроки создает против себя сотни ангелов-обвинителей».

Мне кажется, ангелы-вредители, которых человек создает, когда ест и пьет, гораздо больше всех тех, которые он может создать с помощью других прегрешений. Как написано в «Кицур Шульхан Арух» (гл.2, пункт 2):

«По большому счету, здоровье тела или его слабость зависят от пищеварения. Если еда усваивается легко и хорошо – человек здоров. Если же процесс пищеварения нарушен – человек слабеет и, не дай, Б-г, это может довести его до опасного состояния».

Народная легенда гласит, что император Франции Наполеон на поле боя, в полночь, ощутил жуткую жажду, однако добраться до воды в это время суток было небезопасно. Наполеон сомневался: «Чтобы я, император Наполеон, захвативший все эти земли, боялся?» Он встал и пошел к воде. Дойдя до воды, он подумал: «Я – великий Наполеон рисковал жизнью ради ничтожного количества воды? Неужели я не могу себя побороть?» И он вернулся, так и не попив.

Воистину, если скажут, что есть у народов мира мудрость – верь тому. Но нам, еврейскому народу, унаследовавшему огромные силы для работы и победы над собой от наших святых праотцев с момента жертвоприношения Ицхака и до сегодняшних дней, нет нужды учиться у других народов. Маленький ребенок в садике, получив сладость, которую ему очень хочется съесть, прежде всего, спрашивает: «Это – кошерно?». Получив утвердительный ответ, он продолжит расспросы, соответствует ли это тому уровню кашрута, который признает его отец, и если нет, то и он не будет есть!

В чем же тогда проблема? Нам не хватает знаний, информации. Сейчас, когда мы знаем, что бороться нам предстоит всего лишь с рецепторами на языке, находящимися на его маленькой части площадью в один квадратный сантиметр, мы скажем себе: «Я не могу побороть себя в такой мелочи?» И так мы сможем себя преодолеть и получить взамен здоровую жизнь и долголетие!

Царь Шломо сказал: «Ибо хитроумием веди свою войну» (Мишлей 24:6)

Приведу пример «хитроумия» из реальной жизни. Позвонил мне один человек, который в Пурим пристрастился к молочному шоколаду и не может избавиться от этой зависимости. Я посоветовал ему поставить тарелку куриного супа в холодильник и раз в шесть часов съедать по чайной ложке этого супа. Проблема была решена!

продолжение следует

tora_and_health_1-800x800

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность автору, раву Йехезкелю Асхаеку, и книжному магазину Jewishbooksmarket за право публиковать избранные главы из перевода книги «Тора о секретах здоровья» на русский язык.
Приобрести книгу можно здесь

http://www.beerot.ru/?p=35004