Избавление — Восстановление Храма и страны

Дата: | Автор материала: И. Гольденберг

1887
эпоха Второго Храма

Медлить было нельзя: необходимо было восстановить богослужение и еврейский образ жизни. Йеошуа и Зрубавель воздвигли алтарь на том же месте, где он стоял когда-то в Храме, и восстановили обряд жертвоприношения. Это произошло в 3390 /370/ г. в месяце Тишри, на который выпадают еврейские праздники — Рош а-Шана, Йом Кипур и Суккот.

Вновь, после 49-летнего перерыва, стали возносить жертвоприношения тамид, совершаемые постоянно два раза в день — утром и вечером.

Тогда же были начаты приготовления к строительству нового Храма. Для этой цели возвращенцы пожертвовали свои драгоценности, золото и деньги. Согласно разрешению Корэша, в Ливане был закуплен кедровый лес. А в месяце Ияре, через год после возвращения, приступили к закладке Храма. Величественно выглядели на этом торжестве коэны в Храмовых облачениях, левиты пели благодарственные гимны Богу, пророки предсказывали счастливые дни, люди смеялись и плакали, и не ясно было: кого больше — плачущих или смеющихся среди народа, собравшегося в этот день в Йерушалаиме.

Радостное настроение народа вскоре было омрачено. В северном Кнаане, на границе с Иудеей, жили племена, переселённые еще в VI веке до хр. л. из разных стран в область Шомрона — бывшей территории Исраэльской монархии. Эта смесь народов, называвшаяся шомроним (самаритяне), формально приняла еврейство, но сохранила множество языческих обычаев. Шомроним прислали в Йерушалаим послов с требованием разрешить им участвовать в строительстве Храма, как единоверцам. Сегодня трудно понять, вытекало ли их желание из религиозного рвения или же из выгоды. Зрубавель и Йеошуа отвергли это требование. Отказ был вызван не враждебной нетерпимостью, а разумной осторожностью: Зрубавель и Йеошуа опасались языческого влияния: шомроним могли внести языческие элементы даже в ритуал Храмового богослужения, ибо их религия состояла не только из веры в Бога Исраэля, но и включала языческие обряды и верования.

Тем не менее, отказ был дан в дипломатической форме, с тем, чтобы не оскорбить религиозных чувств шомроним и не обострить с ними отношений. Им было сказано, что царь Корэш повелел евреям построить Храм. При этом шомроним дали возможность участвовать в Храмовых богослужениях и возносить дары на алтаре.

И всё же с тех пор шомроним стали врагами евреев. Всеми способами — то силой, то хитростью — они мешали строительству Храма, устраивали нападения, разрушали уже отстроенные стены, подстрекали персидских чиновников против иудеев. Они слали царю Корэшу, а затем его сыну — Камбизу доносы, в которых обвиняли евреев в нелояльности к Персидской империи и в стремлении к воссозданию независимого государства. Корэш, до конца благоволивший к иудеям, погиб в одном из походов. Вступивший на престол Камбиз внял наветам шомроним, и строительство Храма приостановили. Новый персидский царь, едва вступив на престол, двинул войска империи против Египта. Поход персидской армии совершался через Иудею, испытавшую все связанные с этим тяготы. Продолжительный перерыв в строительстве Храма угнетающе подействовал на евреев, впавших в состояние апатии, которую не легко было преодолеть. К тому же не хватало учителей Закона, и народ стал забывать свою веру.

Камбиз погиб в неудачном египетском походе. На персидский престол после трёхлетней гражданской войны вступил Дарий Гистасп, умный и образованный человек, подобно Корэшу, без предубеждения относившийся к иудаизму. На втором году его правления в Иудее, переживавшей период духовного застоя, пророческий дух снизошёл на Хагая /2:21-23/: «И было слово Всевышнего к Хагаю и сказано: Скажи Зрубавелю, правителю Иудеи: Я потрясу небо и землю, и ниспровергну престолы и истреблю силу языческих царств, опрокину колесницы и сидящих в них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, — говорит Всевышний, — Я возьму тебя, Зрубавель, слуга мой, и буду держать тебя, как печать, ибо Я избрал тебя“.

В междоусобицах, раздирающих персидскую империю, пророк видел признак грядущего возрождения еврейского государства, которое должно наступить после окончания строительства Храма. Евреи считали, что строительство приостановилось из-за материальных лишений. из пророчеств Хагая следует, что это не так. Пророк меняет местами причину и следствие. Лишения, которые испытывает народ, — это кара за его нерадивость: «Ожидаете многого, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею. За что? Говорит Всевышний: За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому“ / Хагай 1:9/.

Народ внял словам пророка, и строительные работы возобновились.

Они были вновь приостановлены, когда представители персидской администрации явились проверить, имеют ли право возвращенцы на восстановление Храма. Евреи знали лишь устный ивритский текст указа Корэша, а этого было мало. Но вскоре в государственных архивах персидского города Экбатана был найден арамейский подлинник указа.

Последнее препятствие было устранено.

Второй Храм возведен

После четырех лет напряженной работы усилиями всей нации строительство Храма  было закончено 3 Адара 3408 /352/ года, через 70 лет после его разрушения, как и предсказал пророк Йирмеяу. Освящение Храма совпало с праздником Песах, что тоже символизировало окончание периода неволи.

После завершения строительства Второго Храма мессианские чаяния предыдущих лет вновь сменились периодом застоя и апатии. Нигде больше не упоминается Зрубавель, с которым были связаны мессианские надежды и которого Йирмеяу называет “Давида отрасль праведная“. Существует предположение, что персы, страшась возможности восстановления монархии в Иудее, отозвали Зрубавеля в Персию из-за его чрезмерной популярности. И с тех пор персы никогда больше не назначали наместником Иудеи потомка Давида.

Зато, как выяснилось, персы ничего не имели против восстановления статуса первосвященника. В книге пророка Зхарьи рассказано, что на голову Йеошуа была возложена корона из серебра и золота, когда он был провозглашен первосвященником Храма.

Это событие имело огромное значение для евреев, так как знаменовало не только религиозное возрождение, но и известную форму автономии, приемлемую как для евреев, так и для персов, не связывающих прерогатив первосвященника с политической независимостью.

Восстановление еврейского образа жизни

После окончания строительства Храма, перед пророками и учителями Торы во всей неотложности встали проблемы искоренения остатков язычества, исправления нравов и, главное, укрепления веры, ибо в этом был залог выживания народа. Одно время даже казалось, что уроки катастрофы ничему не научили народ, упорствующий в своих заблуждениях.

Евреи стали постепенно вступать в тесные связи с соседями-язычниками и даже брать в жёны их дочерей, хранивших верность обычаям идолопоклонства, несовместимым с законами Торы.

Неудивительно, что дети от этих смешанных браков усваивали языческие верования. Вновь предостерегал и бичевал народ последний пророк эпохи возвращения в Цийон Малъахи: “Вероломно поступает Йеуда, и мерзость совершается в Исраэле и в Йерушалаиме ибо унизил Йеуда святыню Всевышнего, которую любил, и сочетался с дочерью чужого бога» /1:11/. Помните Тору Моше, …которую Я заповедал ему в Хореве для всего Исраэля, равно как и уставы, и законы /4:4/.

Возрождение пришло из Вавилона вместе с вождями второго исхода, наступившего через 22 года после первого.

продолжение следует

Данная книга печатается ле-илуй нешама — для возвышения души — ее составителя, р. Ицхака Гольденберга

http://www.beerot.ru/?p=38288