Эрец а-Кодеш

Дата: | Автор материала: И. Гольденберг

4675
эпоха Второго Храма

Эта Земля, Эрец Исраэль, Эрец а-кодеш, дана Творцом Аврааму-иври и его потомкам-иврим (евреям) навсегда, однако нахождение их на ней обусловлено выполнением условий брита, клятвенного договора, заключённого между Aвраамом и его потомством с Богом Исраэля.

В Брешит написано: «И сказал ему (Авраму): Я Творец, который вывел тебя из Ура касдим*, чтобы дать тебе эту Землю в наследственное владение. А (тот) сказал: Владыка Боже, по чему я буду знать (что даст право), что она станет наследственным владением? И сказал ему: Возьми Мне трёх тёлок и трёх козлов, и трёх баранов, и горлицу, и молодого голубя. И взял Ему всех этих, и разрезал их на части (ватар), пополам, и положил части (бтарим) каждого друг против Друга, но птицу не разрезал. …И сказал Авраму: Да будет тебе известно, что твоё потомство будет (временным) жителем на земле не ихней, и будут работать на них (хозяев земли), и те будут угнетать их лет четыреста. …Четвёртое же поколение вернётся сюда, ибо до той поры не будет полной виновность эмори (здесь — обобщённое название народов Кнаана). …В этот день Творец заключил с Аврамом брит, сказав: Твоему потомству Я отдал эту Землю от реки Египта до большой реки, реки Прат, (земли народов) кэни, и книзи, и кадмони, и хити, и призи, и рфаим, и эмори, и кнаани, и гиргаши, и йевуси* /15:7-10, 13, 16, 18-21/.

То, что Творец дал его потомкам Эрец Кнаан навсегда, не вызывает сомнений у Авраама, его беспокоит иное: при каких условиях потомки сохранят это данное Богом Исраэля право жить на ней, не уничтожит ли, не изгонит ли их Творец, когда согрешат?

 Творец указал ему на те виды животных и птиц, которые будут возносить на алтаре Йерушалаимского Храма, и этот седер корбанот (буквально, порядок приближающих — к Богу) даст возможность евреям искупать свои прегрешения. Таким образом, пока стоит Храм и в нём идёт седер корбанот — у евреев есть возможность сохранить их право жить в Эрец Исраэль, но когда, из-за нарушений ими брита, прекратится седер корбанот, — враги разрушат Храм, а народ изгонят в галут.

Сейчас мы это знаем по разрушению Первого и Второго храмов, по первому и второму галутам.

Как написано, тогда же Творец заключил с Авраамом и всеми евреями, со всем Исраэлем двусторонний клятвенный договор, так называемый: брит бейн а-бтарим (между разрезанными частями), являющийся главным документом, свидетельствующим, что Эрец Исраэль принадлежит только лишь евреям и никакой другой народ не имеет на нее права. И на этой же основе Эрец Кнаан стала называться Эрец Исраэль. Этот брит говорит и о кдушат а-арец, об особом качестве Эрец Исраэль, о святости этой земли, избранной Творцом для избранного Им народа, единственного, взявшего на себя исполнение законов Его Торы, часть из которых выполнима только на этой Земле.

Так связаны неразрывно Тора Исраэля, Народ Исраэля и Земля Исраэля. Любая попытка пренебречь этим единством губительна для евреев и для их Земли: евреи страдают и гибнут, а Земля превращается в пустошь и болота.

Ясно, что клятва, данная Творцом, как она записана в Торе, — это единственная основа нашего права на Эрец Исраэль. Когда же некоторые группы евреев, отрекаясь от Торы, пытаются на базе создаваемой ими идеологии распоряжаться наследием Aвраамa, Ицхака и Яакова, — они этим уничтожают саму основу связи Исраэля с его Землёй, и тогда нечем доказать наше право на Эрец Исраэль.

Естественно, что никто не имеет права вносить какие-либо изменения в сам факт — Земля Исраэля дана народу Исраэля. Ни одному еврею, кем бы он ни был, не дано право отдавать даже ничтожную часть Эрец Исраэль неевреям, так как Земля принадлежит всем евреям во всех их поколениях, и ни от их имени, и не за них никто не может распоряжаться их наследием. Следует твёрдо знать, что речь идёт не о территории нынешнего Государства Исраэль, а о всей Эрец Исраэль в границах, указанных Творцом в Торе.

Как сказано выше, Эрец Исраэль — Эрец а-кодеш, и она дана евреям для того, чтобы они своим образом жизни, жизнью по законам Торы берегли кдушат а-арец: ведь Тора Исраэля — источник силы души нашего народа, и само существование Эрец Исраэль и народа Исраэля зависит от осуществления Торы, ведь без оберегания Торы нет у нашего народа права на существование, и, естественно, нет никакой ценности у нашей Земли — если евреи отрекаются от её духовной ценности.

Кдушат а-арец — вполне конкретное явление: Эрец а-кодеш определённым образом влияет на живущих в ней евреев, как и евреи влияют на неё своим поведением — отношением к Торе, её законам. Такова эта связь: Тора — евреи — Страна.

Как известно, суть Торы — её 613 законов-мицвот: 248 мицвот асе (делай) и 365 мицвот ло таасе (не делай). Согласно Торе, у человека есть 248 органов и членов тела и 365 сосудов и связок, всех частей тела — 613. Нефеш, душа, дающая телу жизненные силы, также состоит из 613 частей. 248 органов и 365 сосудов есть и у Эрец Исраэль. Так связаны напрямую 248 органов тела, Страны и число мицвот асе, и 365 сосудов тела, Страны и число мицвот ло таасе — когда каждый сосуд тела человека обязан беречь запрет (ло таасе) Торы, как положено ему, так и у Страны — органы и сосуды обязаны соблюдать 613 мицвот. И если евреи выполняют мицвот в Стране, то, благодаря этому, Земля напоена и желает, чтобы Исраэль пребывал на ней, выполняя мицвот Торы.

Такова уникальность Эрец Исраэль, которой управляет сам Творец, Бог Исраэля. Каждому поселившемуся в Стране еврею, произносящему Шма, Исраэль в вечерней и утренней молитвах и говорящему на лашон а-кодеш (святом языке), уготовано место в грядущем мире. Погребённый в Эрец Исраэль как бы захоронен под алтарём Храма и будет среди первых при оживлении мёртвых с приходом Машиаха.

У поселившегося в Стране еврея, выполняющего мицвот, и дух, и тело обретают кдуша (духовность, святость), испытания или наказания,  которые он переносит в Стране, искупают все его прегрешения, и его тело становится чистым от греха — ведь он живёт в месте, где покоится шхина, поэтому его тело должно быть чистым духовно (таор). Такое искупление, капара, идёт от кдушат а-арец и дается тому, кто пришёл в Страну из зарубежья отягощённым грехами и прильнул с любовью к Эрец а-кодеш, и ощутил свою связь с ней, ибо ведёт еврейский образ жизни. Однако, если, живя в Стране, он преступает законы Торы, возмездие за это намного более тяжкое, чем за такие же грехи, совершённые в диаспоре.

В наше время более, чем в какое-либо иное, нам нужно укрепиться в вере в Бога Исраэля, отдалиться от мерзостей и безобразий, творимых народами мира, и встать перед ними как железная стена, а не уподобляться двери, вертящейся на её петлях в обе стороны. Когда научимся беречь и защищать нашу сущность, нашу красу, как город-крепость, тогда и осуществится данное нам обязательство Творца: ”И сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу твоё имя — и будет благословение. И благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну, и будут благословляться тобою все семьи на земле” /Брешит 12 : 2, .3/.

продолжение следует

Данная книга печатается ле-илуй нешама — для возвышения души — ее составителя, р. Ицхака Гольденберга

http://www.beerot.ru/?p=34630