Пророчество Моше и прорицание Билама — Из комментариев Рамбана к недельной главе Балак

Дата: | Автор материала: Рамбан

3661
Моше

Недельная глава Балак

Пророчество Моше и прорицание Билама

«И он не прибегнул, как прежде, к ворожбе» (Бемидбар, 24:1-4).

Ведь вначале он использовал ворожбу, рассчитывая проклясть сынов Израиля с помощью своей магии, – и Всевышний открывался ему как бы «случайно»: не для того, чтобы передать ему какое-либо пророчество, и вне зависимости от духовного уровня, на котором тот находился. [А в мишне из трактата Пиркей Авот указывается, что духовный облик Билама был черезвычайно далек от уровня пророков, ведь качества, отличающие «школу Билама» – это «дурной глаз, высокомерный дух и алчащая душа» (Авот, 5:19). И более того, Билам опустился настолько низко, что в течение долгих лет сожительствовал со своей ослицей (Санедрин, 105б; Авода Зара, 4б).]

Но теперь, когда ему было сказано, что «не нуждается в ворожбе Яаков, и нет колдовства в Израиле» (Бемидбар, 23:23) – т.е. (магия) не в состоянии ни принести вред Израилю, ни добавить ему благо, – (Билам) не прибегнул, как прежде, к ворожбе. Но он обратил лицо к пустыне, где находились сыны Израиля, чтобы увидеть их и подготовить свою душу к восприятию речений Всевышнего, который уже дважды обращался к нему и теперь обратился снова. И поэтому сказано, что «снизошел на него дух Б-га» – ведь на этот раз на нем была Рука Б-га, как это происходит с пророками. И подобно этому сказано: «Пусть бы весь народ Г-спода стал пророками, если Г-сподь осенит их Своим духом» (там же, 11:29), а также «Дух Г-спода, Б-га на мне» (Йешаяу,61:1).

И поэтому теперь (Билам) говорит о себе: «слышащий слова Владыки», ведь (в это мгновение) он – пророк.

И он сказал: «видящий образ Всемогущего» – ведь теперь он видел через «стекло» [cловом «стекло» (אספקלריא – аспакларья) условно называется преграда, отделяющая пророка от Источника пророчества], подобно древним пророкам, о которых написано: «Я открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову как Всемогущий Владыка» (Шмот, 6:3).

[В Талмуде указывается, что «все пророки (и в том числе, праотцы) видели через замутненное стекло (аспакларья ше-эйна меира), и (только) наш наставник Моше – через прозрачное стекло (аспакларья а-меира)» (Йевамот, 49б). Знатоки сокровенного учения поясняют, что пророческий уровень, условно называемый мудрецами Талмуда «прозрачное стекло», связан с постижением Меры Милосердия Всевышнего, выраженной Его сокровенным Именем «Авая», – и посредством этого Имени совершаются открытые чудеса, изменяющие ход природных процессов (р. Бхайе к Шмот, 6).

Таким образом, согласно этому объяснению, уровень пророчества Билама соответствовал уровню пророчества праотцев, но уступал уровню Моше.]

А, возможно, он был уровнем ниже их, так как «образ Всемогущего» – это не Всемогущий. Ведь праотцам Он «открывался …как Всемогущий Владыка», а Билам видел «образ Всемогущего» – и это на две ступени ниже, чем пророчество Моше. И поэтому он сам определяет (свой уровень прорицания) как «открытые глаза», и это уровень «учеников пророков» (бней а-невиим), как сказано: «Б-г! Прошу, открой его глаза…». И о самом Биламе, увидевшем ангела, написано: «И открыл Г-сподь глаза Билама» (Бемидбар, 22:31)…

[В святой книге «Зоар» объяснено, что «образ Всемогущего», который воспринимал Билам, – это одно из низших проявлений имени Ш-дай (Всемогущий), связанное с восприятием им двух ангелов – Узы и Азаэля, которые обрели постоянное обиталище в нижнем мире, обучая людей магическому исскуству («Зоар», Балак, 194а, 212б).]

 


http://www.beerot.ru/?p=26919