Корах — Кто выигрывает спор?

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3036

Недельная глава Корах

Недельная глава Корах – это глава споров и разногласий. К сожалению, это слишком популярная тема для обсуждения!

Как было бы хорошо сказать, что махлокет – это очень сложное понятие, с которым редко сталкиваешься в повседневной жизни! К сожалению, реальность такова, что те из нас, кто не живет на необитаемом острове, а каждый день взаимодействует со множеством людей, и прежде всего с близкими, слишком часто вспоминают об этом понятии. Как же следует вести себя в случае разногласий?

Тора говорит: когда Моше услышал, что сделали Датан и Авирам, «он упал ниц (на лицо)» (Бемидбар, 16:4). Талмуд в трактате Санедрин (110а) спрашивает: что такого услышал Моше? Вспомним биографию Моше. Еще в Египте он много общался с народом, был лидером, разрешал споры. Очевидно, что для Моше не было ничего нового в том, что среди народа случаются ссоры, упрямство, непослушание и т.п. Что же такого было в сообщении про Датана и Авирама, что заставило Моше пасть ниц?

Гемара говорит, что Моше стало известно, что они подозревают его в запрещенной связи – по крайней мере, в уединении – с замужней женщиной! Талмуд трактует стих в Теилим (106:16): «и взревновали к Моше в лагере» (ваикану ле-Моше). Гмара связывает слово «возревновали» с понятием, которое встречается в трактате Сота и означает предупреждение, выносимое ревнивым (или возревновавшим) мужем в адрес жены, чтобы она не позволяла себе уединяться с определенным мужчиной.

То, в чем обвиняли Моше, совершено не укладывается в рамки того, что мы о нем знаем! Абсолютно невозможно! Моше мог бы отреагировать по-другому: «Ах вы, неблагодарные! После всего, что я для вас сделал?!» И он был бы прав, если бы с возмущением отверг столь гнусные предположения.

Какова же была реакция Моше? Талмуд говорит: «Он взял свой шатер и вынес его за пределы лагеря» (Шмот, 33:7). Реакция Моше – уйти от подозрения, от махлокета, не сказав ни слова. Это очень важный урок, который крайне непросто применить на практике, но вместе с тем и самый эффективный способ избегать раздоров. Сохраняй спокойствие, не говори ни слова, просто отойди. Любой махлокет затихнет, не успев начаться!

Один известный и уважаемый раввин говорит, что всю жизнь старается придерживаться одного простого правила в каждом случае, когда кто-то из общины начинает с ним спор.

Пусть обвиняет его в неправильных словах или поступках, пусть в его адрес даже звучат оскорбления и угрозы, и у раввина есть все права и основания возмутиться таким поведением и поставить обидчика на место, – он никогда не вступает в такого рода конфликт. И не было случая, чтобы в ближайший Йом Кипур (или в Йом Кипур спустя несколько лет) обидчик не подошел к нему, и не сказал: «Я прошу прощения за то, что так плохо говорил о Вас». Такая реакция требует огромной выдержки выдержки, особенно, когда провокации обидны и ранят душу.

Урок Торы о том, что означала фраза «и Моше пал ниц»: выигрывает спор тот, кто от спора уходит.


http://www.beerot.ru/?p=15773