Корах — Сила насмешки

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1890
сила насмешки

Недельная глава Корах

Я никак не мог понять, в чем проблема с остротами и насмешками? Почему сказано, что насмешники не увидят Шехину?

Увидеть Шехину – это значит попасть в Ган Эден. А ведь это так страшно: прожил человек всю жизнь, пережил тут все страдания этого мира, поднимается на Небеса с мешком заповедей, а врата заперты. Почему? Потому что числился среди насмешников. И он не понимает: что это за грех, что за запрет он нарушил?

Понял я это вот когда: как-то раз я был дома у Хазон Иша. Это было как раз в разгар борьбы против призыва девушек в национальную службу (см. книгу «В кругу великих» р. Шломо Лоренца, ч. 1, где есть подробное описание этих событий). Хазон Иш тогда постановил, что это запрет, который нельзя нарушать даже под угрозой для жизни – яарег вебаль-яавор, и сказал своей сестре, жене гаона Стайплера, что, если придут призывать ее дочек, пусть накажет им не призываться даже под страхом смерти!

Пришел к Хазон Ишу один уважаемый еврей (не хочу называть его имени, его уже нет в живых) и спросил: «Уважаемый учитель, объясните, почему такой шум? Из-за нескромности, запрещенных зрелищ (которые девушки могут увидеть)? А по улицам – можно ходить?»

Хазон Иш, будучи очень ослабленным от болезни, лежал в кровати и учился. Когда он услышал этот вопрос, он приподнялся и взволнованно сказал: «Конечно же, Вы правы!» Тот опешил.

А Хазон Иш напомнил: «В трактате Бава Батра сказано прямым текстом, что если человек идет по дороге, где есть нескромные зрелища, и у него есть возможность пойти по другой дороге, то, даже если он идет, закрыв глаза – все равно называется злодеем! Злодей, но может исправиться: может повернуться и уйти!

А отдать девушку в систему, из которой она не сможет освободиться, не сможет встать и уйти по своему желанию, — в такой ситуации она будет приравниваться к пленнице! Со всеми законами, касающимися пленницы! Она будет запрещена коэну! Она должна пожертвовать собой, но не нарушать этот запрет!»

И тогда я понял! Сказано в «Месилат Йешарим» (гл. 5): «Посмотри, сколь опасна насмешка, и сколь велика ее разрушительная сила! Подобно смазанному маслом щиту, который отражает стрелы, направляя их в землю, и не позволяет им достичь тела человека, насмешка противостоит наставлению и воспитанию. Ведь одной насмешкой и легкой шуткой человек “отбивает” множество побуждений и порывов, рождающихся в его сердце, когда он видит или слышит нечто, пробуждающее к размышлению и оценке своих поступков. Силой насмешки он отбрасывает все это от себя, и оно не оставит в его душе никакого стыда».

Я понял: насмешник – он же пленник! Пленник своей легкомысленности. Как машина, которая скользит по маслу, без возможности остановиться! Тем, кто знал этот секрет и пользовался им во зло, и был Корах!

Какая дерзость, какая наглость требуется, чтобы спорить со Всевышним и Его помазанниками: «восстали против Моше и Аарона, вместе с сообщниками Кораха, подстрекая их против Г-спода» (Бемидбар, 26:9).

Ну, сам Корах – его сердце соблазнило. Он позавидовал тому, что главой был избран Элицафан, а зависть, как известно, изводит человека из этого мира. Но как ему удалось утянуть за собой всех, так, что Всевышний указывает Моше и Аарону: «Отделитесь от этой общины, и Я мгновенно уничтожу их»?!

Ответ заключается в стихе из Теилим: «И среди сборища насмешников не сидел». Мудрецы комментируют: «Насмешники – это Корах, который насмехался над Моше и Аароном». И тогда, тот, кто сидел среди сборища насмешников, даже если не участвовал на деле, ничего не говорил и не насмехался, все равно поскользнулся и покатился, без тормозов!

После войны я был в лагере для перемещенных лиц в Германии, и вместе с нами был ребе из Цанз-Клойзенбурга, который потерял всю свою семью, но постоянно подбадривал и поддерживал всех. Я слышал от него, что его тесть, автор книги «Исмах Моше», рассказывал, что помнил себя в предыдущей реинкарнации, в египетском рабстве. Он помнил тяжкий труд – глину и кирпичи, и даже надсмотрщика, который мучил его. Он говорил, что если бы сейчас увидел его – узнал бы из тысячи лиц. Он помнил египетские казни, выход из Египта, переход через Ям Суф и дарование Торы. Он помнил, кто стоял справа и слева от него у горы Синай…

Однажды его внук, автор книги «Йетев Лев», спросил его, помнит ли он спор Кораха. Тот ответил: «Конечно же, помню!» – «И к кому ты больше склонялся?» – спросил внук. Тот ответил: «Я держался изо всех сил, и не присоединился к общине Кораха!»

Такому великому праведнику потребовались все его силы, чтобы устоять! Потому что у нас и представления нет, насколько мощна и притягательна сила насмешки!

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=42173